Войти
Регистрация
Произведения
«Ночи в садах Испании», симфонические впечатления для фортепиано с оркестром
Пейзаж, изображенный в первой части – «В Хенералифе» – Т.Л.Щепкина-Куперник, бывшая там еще до 1914 года, описывала так: «Под ногами – зеленеющая пропасть буйной растительности, ущелье золотоносного Дарро, где-то в пропасти раскинулись белые дома, колокольни, развалины полуразрушенной Гренады. На горизонте – зеленая Вега и горы, сперва зеленые, потом снежные вершины Сьерра-Невады. Где-то на высоте высился сказочным дворцом Хенералиф, а ближе – красноватые ворота и башни Альгамбры, а над всем этим синее небо…» Сквозь тихие шорохи ночи слышится сдержанная, завораживающая своей монотонностью тема (тремоло струнных и отдельные звуки арфы, потом фортепиано) – основной фон I части «Ночей». Движение оживляется, звучность нарастает, и появляется страстная лирическая мелодия (фортепиано соло). Вновь шорохи – и еще один эпизод, напоминающий медленный танец. Неспешно развивается музыка, нет в ней драматизма и напряженности, пейзаж предстает как бы окутанным легкой дымкой воспоминаний. В широкой, величественной кульминации в оркестре звучат обе основные темы, сопровождаемые фортепианным глиссандо. Все замирает, лирические переживания растворяются в тишине южной ночи…
Первая тема второй части, названной «Отдаленный танец», носит заметный мавританский характер. Острые, терпкие созвучия, энергичные ритмы, непрерывное развитие отличают эту часть цикла. Вторая тема не контрастирует с первой, а сливается с нею в едином потоке танцевальной стихии, развитие становится интенсивным, но быстро наступает спад, как это нередко бывает у Фальи. Звучат видоизмененные интонации первого мотива (порученные трем трубам), рокочут басы фортепиано, движение становится стремительным – и без перерыва начинается финальная часть, «В садах Сьерра-Кордова». Музыка этой части очень театральна и, возможно, воссоздает атмосферу самбры – ночного праздника с участием цыганских музыкантов, который часто устраивался в окрестностях Кордовы. Начало похоже на драматическую массовую сцену – слышны взволнованные возгласы, крики, в следующем эпизоде звучит монолог у фортепиано, изложенный в унисон через октаву. Каждый раздел этого монолога заканчивается виртуозными пассажами, а оркестр «комментирует» его бурными возгласами. Снова звучит музыка начала третьей части, переходящая в новый короткий мотив, упорно повторяющийся то у фортепиано, то в оркестре. В тот момент, когда кажется, что напряжение достигло предела, внезапно наступает разрядка, музыка становится лирически-взволнованной. Истерзанной душой овладевает умиротворение сладких, поэтически-томных звуков. Возвращается мелодия-монолог, но она лишена теперь горячности, звучит медлительно, созерцательно. Лирическая мелодия становится главенствующей, третья часть заканчивается спокойной кодой, в которой исчезает след мучительных страстей.
По материалам работ Ю.Крейна и И.Мартынова
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год