Произведения
Симфония № 94 «Сюрприз»
В наследии Гайдна – 104 симфонии. Создание последних двенадцати, известных как «Лондонские», связано с двумя путешествиями композитора в Англию. Эти симфонии – грандиозный купол, венчающий творческий путь Гайдна, и одновременно, вместе с последними симфониями Моцарта, – вершина симфонизма XVIII века. В них окончательно складывается классический симфонический цикл, его драматургия. Обогащается тематизм – во многом за счет разнонациональных фольклорных интонаций. Утверждается и состав оркестра, где более важную роль приобретают духовые – деревянные и медные, а также литавры.
Как и все «Лондонские симфонии» (кроме симфонии № 95) 94-я открывается медленным вступлением, которому контрастирует очень быстрое сонатное аллегро. Экспозиция полна безудержного веселья. Но в разработке господствуют минорные тональности, и возвращение в репризе светлой главной партии поражает своей неожиданностью. Вторая, медленная часть – вариации на тему моравской детской песни. Изложение темы сопровождается юмористическим эффектом: внезапно раздается громовой аккорд всего оркестра, в котором выделяется удар литавры – отсюда появились названия симфонии, данные ей отнюдь не автором, – «С ударом литавр», «Сюрприз» (по одной из легенд композитор заметил, что публика в зале задремала, и решил ее разбудить). Менуэт воспроизводит образы непритязательного народного танца. Стихия танца царит и в финале. Бойкая тема скрипок с внезапными ритмическими перебивками многократно повторяется, варьируясь, словно все новые танцоры вступают в общий хоровод. Картину веселья завершает вихревая кода.
А.Кёнигсберг
Концерты
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»