Произведения

Симфония № 88

К середине 1780-х годов имя Гайдна, капельмейстера могущественного графа Эстерхази, становится широко известно Европе. В 1785 – 1786 по заказу французского оркестра Le Concert de la loge Olympique композитор пишет шесть «Парижских» симфоний. 88-я симфония, написанная годом позже, также может считаться «парижской», поскольку именно в столицу Франции Гайдн через скрипача оркестра Эстерхази Иоганна Петера Тоста отправил партитуру в надежде на ее издание и исполнение.

88-я симфония помимо присущего композитору жизнелюбия и непринужденности письма, позволяет ощутить, что Гайдна, Моцарта и Бетховена, трех ведущих представителей венской классической школы, сближает не только единство пространства и времени творчества, но и общие стилевые черты. Так, главная тема I части, напоминающая польку, в разработке утрачивает народно-танцевальный характер и драматизмом и интенсивностью развития вызывает ассоциации с тематическим развитием написанной годом позже 40-й симфонией Моцарта. А величавое Largo «по-бетховенски» насыщено философскими размышлениями. В медленную часть Гайдн впервые добавляет трубы и литавры – внезапные акценты-вторжения (tutti, фортиссимо) с их участием вполне можно уподобить «ударам судьбы». Косвенно заставляет вспомнить о Бетховене и ремарка Брамса, который сказал по поводу Largo: «Я хочу, чтобы так звучала моя Девятая симфония».

Тяжеловесная поступь Менуэта отрицает его близость не только галантному стилю, но и собственно танцу. Если что и напоминает здесь о последнем, то лишь Трио, где на фоне квинт, имитирующих звучание волынки, плавно, как воды Дуная, течет песенная мелодия. Финал симфонии, как обычно для Гайдна, – стихия игры. Взяв за основу тему, похожую на детскую песенку, Гайдн испытывает ее двумя внушительными канонами. Для финала композитор приготовил и один из своих «сюрпризов» – внезапно, нарушая инерцию движения, в коде возникает реминисценция медленного вступления из I части. Но лишь с тем, чтобы оттенить искрометное окончание симфонии.

Среди симфоний Гайдна, не вошедших в «Парижский» и «Лондонский» циклы и не получивших «прозвища», 88-я – одна из самых исполняемых.

Концерты

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»