Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отметил в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, исполненная вместе с музыкой других великих симфонистов, в сезоне 2024/2025 публике представлен второй год цикла.
Он продолжится исполнением Восьмой симфонии: за пультом Академического симфонического оркестра филармонии в этот вечер – дирижер коллектива, профессор Петербургской консерватории Владимир Альтшулер: один из немногих российских дирижеров, осуществивших исполнение всех брукнеровских симфоний. В программе также Второй фортепианный концерт Ференца Листа, открывающийся «темой томления» – ярким предвосхищением знаменитых гармоний оперы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера, главного музыкального кумира в жизни Антона Брукнера. Солист – известный пианист Андрей Коробейников, выступающий на лучших мировых сценах.
Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.
Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.
Колоссальное здание Восьмой симфонии создавалось немолодым, утратившим здоровье, но наконец обретшим веру в свои силы композитором. Признание, начавшееся с исполнения Четвертой, утвердилось после премьеры Седьмой симфонии – и, вдохновленный этим успехом, Брукнер принялся за новую, одну из самых величественных своих партитур. Вечные вопросы бытия, конфликты и кризисы, сопровождающие жизнь рефлексирующего человека, сопоставление драматических страниц с картинами извечной совершенной природы, в которой «звучит» величие самой Вселенной – вот «содержание» симфонии (если это слово вовсе применимо к этой чистой, чистейшей в своей самодостаточности музыке).