Афиша
Моцарт и Брукнер
6+
К 200-летию со дня рождения композитора
Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отметил в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, исполненная вместе с музыкой других великих симфонистов, в сезоне 2024/2025 публике представлен второй год цикла.
Он продолжится исполнением Первой симфонии: за пультом Заслуженного коллектива России в этот вечер – представитель знаменитой дирижерской династии Дмитрий Юровский. Их совместная интерпретация Седьмой симфонии стала одним из ключевых событий брукнеровского абонемента в прошлом концертном сезоне. Также в этот вечер прозвучит Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта, солист – один из самых ярких пианистов своего поколения Мирослав Култышев.
Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.
Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.
Первая симфония (1866) была на самом деле третьей из написанных композитором: две предыдущие порядковых номеров не удостоились, поскольку не соответствовали высочайшим требованиям автора к самому себе: этот перфекционизм не только в итоге стал залогом признания композитора, но и доставил ему множество горестных минут.
На момент создания Первой симфонии Брукнеру 41 год: он пока еще не переехал в Вену, где пройдет вторая половина его жизни, совсем недавно он экзаменовался у видного венского теоретика в области контрапункта (по сути – получил высшее музыкальное образование), а теперь был занят изучением свободной композиции. Эксперименты в этой новой области, равно как и знакомство с музыкой Рихарда Вагнера, ставшей одним из главных художественных потрясений в жизни Брукнера, определили черты его Первой симфонии: сам композитор, в личности которого способность к созданию симфонических концепций Вселенского масштаба уживалась с непосредственностью выходца из простой семьи, назвал эту партитуру «дерзкой бабенкой» – настолько она в его представлении отступала от традиционных представлений о жанре.
Эта симфония – одна из немногих – удостоилась положительной оценки влиятельного венского критика Эдуарда Ганслика: нельзя недооценивать значимость и уникальность этой оценки, ведь позже разгромные рецензии Ганслика в течение нескольких десятилетий будут портить Брукнеру жизнь и расшатывать веру в себя.
В стремлении все довести до совершенства, композитор неоднократно переделывал симфонию, в 1891 году одну из редакций он посвятил Венскому университету – как знак благодарности за присуждение ему звания «доктор наук».


1 час 50 минут с одним антрактом
100 лет назад
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»