История в фотографиях
Мравинский Е.А. (1903—1988)
В начале 30-х репертуарная политика филармонии и политика приглашения артистов претерпевает изменения. Количество имен иностранных музыкантов на афише резко сокращается, зато постоянным дирижерским корпусом, работающим в филармонии, становится отряд дирижеров новой формации, начиная с Е.Мравинского.
Это И.Мусин, Э.Грикуров, Н.Рабинович, А.Мелик-Пашаев и другие – корифеи знаменитой на весь мир ленинградской дирижерской школы, ученики Николая Малько и Александра Гаука
Илья Александрович Мусин, (1903—1999)
— дирижер, профессор Ленинградской Консерватории.
Среди его учеников - Константин Симеонов, Одиссей Димитриади, Джемал Далгат, Арнольд Кац, Владислав Чернушенко, Юрий Темирканов, Василий Синайский, Валерий Гергиев, Семён Бычков, Туган Сохиев и многие другие
Николай Семенович Рабинович (1908―1972)
— дирижер, профессор Ленинградской консерватории. Среди его учеников Юрий Симонов, Неэме Ярви, Марис Янсонс и многие другие
Эдуард Петрович Грикуров (1907—1982)
— дирижер. С 1944 по 1969 год занимал пост главного дирижера Малого Оперного (ныне — Михайловского) театра. В период 1956 — 1960 годов возглавлял Кировский (ныне — Мариинский) театр.
28 января 1936 года в газете «Правда» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки!» об опере Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», где опера подвергалась резкой критике за «антинародный», «формалистический» характер.
Статья открыла мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства.
В 1938 году, в разгар этих драматических событий, Государственный симфонический оркестр Ленинградской филармонии возглавил Е.А.Мравинский.
Это назначение символизировало новый этап жизни как оркестра, так и всей филармонии. Великий музыкант и грандиозная личность, Евгений Александрович Мравинский руководил филармонией 50 лет. Творческий альянс, связывавший Мравинского и Шостаковича, подарил миру премьеры большинства симфоний Шостаковича, и много позже, в 1975 году, сразу после смерти Шостаковича, дал Ленинградской филармонии имя этого композитора.
Из записей Е.А.Мравинского:
Если бы мне пришлось заполнять анкету, посвященную главным событиям моей биографии, то на ее вопросы я бы ответил так:
Самая значительная человеческая встреча в Вашей жизни?
- С Шостаковичем
Самые сильные музыкальные впечатления
- От творчества Шостаковича
Самое важное в Вашей исполнительской деятельности?
- Работа над произведениями Шостаковича
Самые большие трудности, стоящие на Вашем пути дирижера?
- Препятствия и противодействие, «мучительные роды» при подготовке почти каждой премьеры симфоний Шостаковича.
Великая Отечественная война (1941-1945)
Репетиции были свёрнуты в декабре 1941-го. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов.
Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.
Война
Вид разбомбленного здания, в котором сейчас располагается Малый зал филармонии
Невский проспект
Вид на Дом книги и дом №30, бывший особняк Энгельгардта
На премьере Седьмой «Ленинградской» симфонии в блокадном Ленинграде.
Дирижёром оркестра Ленинградского радиокомитета, выступившего 9 августа 1942 года, был Карл Ильич Элиасберг.
Зал филармонии был полон. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии.
Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры
Элиасберг Карл Ильич (1907-1977)
Дирижер, впервые исполнивший Седьмую симфонию с оркестром в осажденном Ленинграде
Не успели стихнуть бои Великой Отечественной войны, как филармония распахнула двери для своих слушателей.
В период с января по май 1945 года было организовано 4 абонемента, один из которых предназначался для молодежи.
Неудивительно, что в программах этой особой, победной весны, преобладали сочинения героической и патриотической тематики,
звучали симфонии Бетховена и Шостаковича, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, «Богатырская симфония» Бородина и др.
В сезон 1945–1946 отмечали 25-летие Ленинградской филармонии, первый юбилей.
Курт Зандерлинг
Это немецкий дирижер Курт Зандерлинг, скончавшийся в сентябре 2011 года в возрасте 98 лет. Спасаясь от преследований фашизма, Зандерлинг в 1935 году покинул Германию и эмигрировал в СССР. В 1941 году он становится вторым дирижером симфонического оркестра филармонии, возглавляемого Е.Мравинским. На этом посту Зандерлинг оставался 20 лет.
В 1960-м году Курт Зандерлинг вернулся в Германию, чтобы возглавить лучшие симфонические коллективы ГДР – Берлинский симфонический оркестр и оркестр Дрезденской Штаатскапеллы.
Святослав Теофилович Рихтер (1915 -1997)
— пианист. 27 января 1945 года на сцене БЗФ дебютирует пианист Святослав Теофилович Рихтер.
Эмиль Григорьевич Гилельс (1916-1985)
— пианист Дебютировал в БЗФ в 4 февраля 1936 года с дирижером Е.А.Мравинским
Генрих Густавович Нейгауз (1888 -1964)
— пианист. Дебютировал в БЗФ 18 декабря 1926 года с дирижером Я.Суком
Лев Николаевич Оборин (1907-1974)
— пианист. Дебютировал в БЗФ 22 ноября 1944 года в концерте с дирижером Н.Рабиновичем
Давид Федорович Ойстрах (1908-1974)
— скрипач. Дебютировал в БЗФ 28 ноября 1928 года Концертом Глазунова для скрипки с оркестром
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
11 октября 1947 года Е.А.Мравинский в БЗФ осуществил премьеру Шестой симфонии Прокофьева, которую называют Элегией памяти жертв войны.
Мстислав Леопольдович Ростропович (1927-2007)
Дебютировал в БЗФ 16 марта 1947 года с дирижером М.Паверманом
Встреча Жданова с творческой интеллигенцией
11 февраля 1948 года страна взяла в руки газету «Правда» и прочитала Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба" В.Мурадели, где был учинен разнос композиторам с обвинениями в формализме. Музыканты стали жертвами аппаратных игр и борьбы за сферы влияния, которую вели А.Жданов и В.Суслов с руководителями комитетов, отвечавших за культурную политику страны.
Это совпало с негативным впечатлением Сталина, которое он вынес с премьеры оперы Вано Мурадели «Великая дружба». По одним сведениям, Сталина не устроила расстановка политических акцентов в либретто, где грузины и осетины якобы препятствовали миру с русским народом на Кавказе, в то время как виноватыми по мнению Сталина должны были оказаться ингуши и чеченцы.
По другим источникам, Сталину не понравилось, как танцевали лезгинку в опере: не так, как в его родном селе.
Реконструкция здания Большого Зала филармонии в 1948 году
Фронтон здания, выходящий на Площадь Искусств. Был убран при ремонте здания 1948 года
Здание Ленинградской филармонии — 1948 год, уже без фронтона
Реконструкция 1948-го года, вид с ул.Бродского (ныне — Михайловская ул.)
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»