18 мая Петербургская филармония присоединится к Международной акции «Ночь музеев»: концертная программа в Большом зале филармонии продолжится с 18 часов 18 мая до 6 часов утра 19 мая, в Малом зале филармонии концерты пройдут 18 мая с 18 до 23 часов. В Большом зале наряду с концертной программой публике будут предложены викторины и конкурсы с возможностью выиграть призы от партнеров филармонии.

Программа, которую в «Ночь музеев» представит слушателям Петербургская филармония, включит тринадцать концертов, в которых петербургские коллективы и музыканты исполнят сочинения классического репертуара, а также джаз и современную музыку.

Тема «Ночи музеев – 2023» – «Лексикон» – преломляется в филармонической программе многогранно. «Лексикон» Филармонии и выступающих на ее сцене музыкантов – это музыкальные жанры. Классика, джаз или современная музыка – это целая Вселенная символов и смыслов, которая позволяет слушателям перемещаться во времени и пространстве, погружаясь в культуру разных эпох, вступая в диалог с великими композиторами. Отдельные концерты «Ночи музеев» в Большом зале будут также посвящены диалогу и с великими писателями: Александром Пушкиным, Владимиром Набоковым, Михаилом Булгаковым.

Участие в концертах «Ночи музеев» примут Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Максима Алексеева, Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Классика», Jazz Philharmonic Orchestra, Камерный оркестр «Дивертисмент», Камерный хор “Festino”, композитор Настасья Хрущева, актер Илья Носков и пианист Олег Вайнштейн, органистка Елена Малева и другие исполнители.

С 20 до 00 часов в Большом зале филармонии будут работать интерактивные площадки, на которых слушатели филармонии смогут погрузиться в виртуальную филармоническую реальность с помощью VR-очков, разобраться в музыкальных терминах, узнать музыкальные фрагменты по их визуальным образам-графикам, проверить эрудицию, ответив на вопросы о жизни литературных сюжетов в музыке и отправить музыкальные телеграммы. 

Самым активным, музыкальным и эрудированным участникам будут вручены призы от партнеров филармонии – официального спонсора Банка ВТБ, официального провайдера цифровых услуг ПАО «Ростелеком», спонсора Санкт-Петербургской Валютной Биржи, официальных напитков Greenfield и Jardin, партнера Рив Гош.

Билеты можно купить на официальном сайте «Ночи музеев».

18.05.2024 18:00
Ночь музеев
18.05.2024 18:00
Ночь музеев

9 мая в Большом зале Петербургской филармонии пройдет Праздничный благотворительный концерт в память о победе в Великой Отечественной войне, на котором песни военных лет прозвучат в исполнении баритона Петра Захарова, тенора Бориса Степанова и Академического симфонического оркестра филармонии, чья биография неразрывно связана с военными годами: именно этот коллектив, тогда носивший имя Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, 9 августа 1942 года осуществил в Ленинграде легендарную блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича.  Дирижером концерта 9 мая выступит Эдуард Кротман, участие в концерте примут Хор Санкт-Петербургского государственного университета и Детский хор Филармонического общества Санкт-Петербурга.

Праздничный благотворительный концерт в память о победе в Великой Отечественной войне организует Международный фонд культурных инициатив Маэстро Темирканова, билеты на него распространяются через ветеранские организации Петербурга. Почетными гостями концерта будут ветераны Великой Отечественной войны, дети военных лет, а также ветераны и герои нашего времени.

«В этом году мы в двадцатый раз проводим этот концерт. Концерты памяти Великой Победы – особенное направление деятельности Фонда Юрия Темирканова. “Никто не забыт, ничто не забыто” – для нас не просто слова, это “категорический императив”, наш внутренний моральный компас. Для нас неизменно важно, чтобы эта идея каждый год воплощалась в выступлениях на сцене разных поколений артистов, в том числе детей», –– отмечает Президент Фонда Снежана Замалиева.

Фото: Стас Левшин

7 мая, в день рождения одного из крупнейших композиторов XIX века, Иоганнеса Брамса, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат оба фортепианных концерта, написанных композитором: на сцене – Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России Феликса Коробова, солист – известный петербургский пианист Петр Лаул. Музыканты не впервые представят собрание фортепианных концертов одного автора в одной программе: в 2021 году они исполнили все пять фортепианных концертов Бетховена в один вечер.

Иоганнес Брамс – эстетический наследник великого Бетховена: во второй половине XIX века, когда композиторы были увлечены сочинением одночастных, поэмных, программных пьес, он сохранял верность чистой музыке и циклической форме. Находились те, кто обвинял Брамса в старомодности, но время все расставило по местам, сегодня его симфонии и фортепианные концерты – важнейшая часть мирового симфонического репертуара.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1858) стал первым крупным оркестровым сочинением Брамса. Судьбоносным для молодого композитора стало знакомство с Робертом и Кларой Шуманами в 1853 году: Роберт – один из крупнейших немецких композиторов своего времени – провозгласил юношу гением, тем самым прославив его имя и возложив на него колоссальную ответственность, он же побуждал молодого автора к созданию крупной оркестровой формы. Важность этого человека для Иоганнеса была необычайной. Известно, что вскоре после попытки Шумана покончить с собой, за которой последовало принудительное помещение его в дом для душевнобольных, Брамс сделал первые наброски драматических, мятежных тем, которые в итоге вошли в его первый фортепианный концерт.

Второй концерт появился на свет спустя долгие двадцать два года после Первого, за это время автор из хрупкого и застенчивого юноши превратился в признанного мастера. Разница жизненных обстоятельств и самоощущения композитора нашла отражение в характере концертов: Первый – воплощенный порыв, Второй – зрелая уравновешенность.

Не будет преувеличением сказать, что важную роль в создании обоих концертов сыграла Клара Шуман. Безусловно, соблазн связывать самую проникновенную брамсовскую лирику с образом этой выдающейся пианистки, незаурядного композитора и супруги Роберта Шумана велик: немногочисленные дошедшие до нас письма свидетельствуют о том, что, еще юношей влюбившись в Клару, Брамс пронес чувство к ней, как бы оно ни менялось с годами, через всю жизнь. Однако о связи фортепианных концертов с Кларой можно говорить и в самом конкретном смысле: Брамс сам признавался, что медленная часть Первого концерта – не что иное, как ее «нежный портрет», а проникновенная мелодия виолончели, открывающая медленную часть Второго концерта восходит, по мнению исследователей, к Фортепианному концерту самой Клары.

Феликс Коробов – главный дирижер Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сотрудничал с выдающимися балетмейстерами – Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. Ввел в театре практику симфонических концертов, представив вечера музыки Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена и др. В качестве солистов в концертах оркестра театра участвовали Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и другие исполнители. В московском театральном репертуаре Феликса Коробова свыше 30 оперных спектаклей, в том числе пять опер Н.А.Римского-Корсакова, оперы Чайковского, Россини, Пуччини. Сотрудничал с симфоническими оркестрами в России, в Германии, Финляндии, Италии, Китае, Эстонии, Латвии, Испании, Грузии, США. Первый исполнитель (как виолончелист и дирижер) многих произведений современных композиторов. С 2017 года сотрудничает с театром alla Scala — постановки «Онегин» (2017), «Манон» (2018), «Спящая красавица» (2019), Баланчин/Килиан/Бежар (2019), «Онегин» (2019).

Пётр Лаул – один из самых известных и востребованных петербургских пианистов: он концертирует не только в лучших залах Санкт-Петербурга и Москвы – в Большом и Малом залах Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Большом и Малом зале Московской консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского, Светлановском и Камерном залах Московского дома музыки, но и на престижных концертных площадках Парижа, Нью-Йорка, Амстердама, Утрехта, Бремена, Базеля, Монпелье, Токио, Брюсселя, Монако и Лиона. Пианист активно сотрудничает с Radio France Classique (Франция), Radio Bremen (Германия), радио «Орфей» (Россия), а также с телеканалами Arte (Франция), «Культура», «РТР» и «Санкт-Петербург — 5 канал» (Россия). Записи Петра Лаула выпущены фирмами Naxos, Aeon, Onyx, Harmonia mundi, Querstand, Integral Classic, King Records. Среди значительных работ в этой сфере – диски с записью произведений Скрябина (2006), всех трио и виолончельных сонат Брамса (2007, 2008), скрипичных сонат и трио Шумана (2010).

В майской афише – выступления симфонических оркестров филармонии с популярными и академическими программами, сольный концерт Элисо Вирсаладзе, танго в исполнении итальянского дуэта и множество других концертов, которые украсят праздничные выходные.

До 30 апреля включительно билеты на некоторые из них можно купить со скидкой 50%. Скидка по промокоду праздник предоставляется на билеты в партер (количество ограничено) на следующие программы:

30 апреля – Музыка Астора Пьяццоллы. Ансамбль Remolino;

1 мая – Сольный вечер пианистки Элисо Вирсаладзе. В программе: Шуберт, Брамс, Лист, Прокофьев;

2 мая – Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Шёнберг, «Пеллеас и Мелизанда». Заслуженный коллектив России, дирижёр — Анатолий Рыбалко, солист — Мирослав Култышев (фортепиано);

3 мая – «Джаз и рок»: концерт абонемента «Концерты во фраках и в джинсах». Музыка Pink Floyd и Николая Капустина. Академический симфонический оркестр, дирижёр — Александр Титов, солист — Илья Папоян (фортепиано). Ведущий — Александр Малич;

5 мая – «Магия танго»: программа итальянских музыкантов Джанни Иорио (бандонеон) и Паскуале Стафано (фортепиано) из музыки Пьяццоллы, Гарделя, Стефано, Иорио;

7 мая – Брамс: Концерт № 1 и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Заслуженный коллектив России, дирижёр — Феликс Коробов, солист — Пётр Лаул;

8 мая – Два века русского вальса: Глинка, Чайковский, Рубинштейн, Глазунов, Свиридов, Прокофьев, Шнитке, А. Петров, Хачатурян. Академический симфонический оркестр, дирижёр — Ярослав Забояркин;

10 мая – «Ко Дню Победы». Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева, дирижёр — Дмитрий Хохлов;

12 мая – Симфонический оркестр «Классика», дирижёр — Александр Канторов. В программе шедевры популярной музыки XIX века.

Фото: Стас Левшин

27 апреля в Большом зале Петербургской филармонии абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию публикации полной версии романа Булгакова в СССР, продолжится исполнением монументальных «Страстей по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха – сочинения,  описывающего последние события земной жизни Христа – те, что составляют одну из сюжетных линий романа. Исполнение приурочено к 300-летию со дня премьеры «Страстей», состоявшейся в апреле 1724 года в Лейпциге.

Фрагменты романа в этот вечер прочтет народный артист России Николай Мартон, музыка Баха прозвучит в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера, солисты – сопрано Александра Репина, меццо-сопрано Дарья Рябоконь, тенор Егор Семенков, баритон Иван Васильев, бас Юрий Мончак.

Страсти, созданные Иоганном Себастьяном Бахом, стали вершиной в многовековой истории развития жанра, до наших дней дошли две партитуры – «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Монументальное целое Страстей складывается из звучания проникновенных, поразительной красоты арий, драматических хоров, сосредоточенных хоралов и речитативов Евангелиста. Выстроив из этих компонентов стройную композицию, Бах создал один из величайших шедевров в истории музыки, сочетающий высоту религиозного чувства с захватывающей театральностью повествования.

Абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ: наряду с симфоническими концертами в исполнении оркестров филармонии в его программе состоялись джазовый концерт и хоровой концерт-перформанс.

Название каждой из программ абонемента, как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло…

Текст романа в концертах абонемента звучит в исполнении известных актеров – Александра Галибина, Андрея Урганта, Николая Бурова.

Завершится абонемент в мае программой «Великий бал полнолуния»: музыка Гуно, Сен-Санса, Мусоргского, Вьетана и Иоганна Штрауса прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Максима Алексеева, солист – скрипач Андрей Зубенко, фрагменты романа «Мастер и Маргарита» прочтут Александр Галибин и Ирина Савицкова.

Эйюб Кулиев

23 апреля в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением известного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева выступят выдающиеся пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

В программу концерта вошли сочинения крупнейших азербайджанских композиторов XX века: симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные на основе музыки композитора к одноименному кинофильму Григория Козинцева, вышедшему в 1957 году, а также Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, написанный Фикретом Амировым в соавторстве с Эльмирой Назировой. В нем наряду с использованием подлинных арабских мелодий применяются характерные для азербайджанской музыки принципы развития, средствами симфонического оркестра имитируется звучание арабских инструментов.

Также в этот вечер прозвучат знаменитое Итальянское каприччио Петра Чайковского и Сюита № 2 для двух фортепиано Сергея Рахманинова в версии для двух фортепиано с оркестром Александра Варенберга: это будет петербургская премьера.

Эйюб Кулиев – главный дирижер и музыкальный руководитель Государственного театра оперы и балета Азербайджана, главный приглашенный дирижер Кунминского филармонического оркестра (Китай), Заслуженный артист Азербайджана (2017), лауреат Президентской Премии. Музыкант выступает на таких престижных мировых сценах, как, например, нью-йоркский Карнеги-холл и венский Концертхаус.

Фархад Бадалбейли – известный азербайджанский пианист, композитор и педагог, народный артист Азербайджанской ССР и Советского Союза. Концертирует в Германии, Австрии, Франции, Италии, Греции, Португалии, Чехии, Словакии, Турции, Болгарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Японии, Южной Корее, Тунисе, США, на Кубе, в России, Грузии. Пианист выступал с оркестрами Москвы, Хьюстона, Загреба, Анкары, Измира, Стамбула под управлением Владимира Федосеева, Вероники Дударовой, Альфреда Хеллера, Хикмета Шимшека, Гюрера Айкала и других известных музыкантов.

С 1981 года – доцент, с 1983 – профессор, с 1991 – ректор Азербайджанской государственной музыкальной академии имени Узеира Гаджибекова.

Мурад Адыгезалзаде – народный артист Азербайджанской Республики, лауреат многочисленных международных конкурсов. В настоящее время наряду с концертной деятельностью является профессором фортепиано Бакинской Музыкальной Академии. В его репертуаре произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна, Шумана, Шуберта, Брамса, Чайковского, Рахманинова. С 2006 года – директор Азербайджанской государственной академической филармонии.

Ярослав Тимофеев. Фото: Стас Левшин

22 апреля в Большом зале Петербургской филармонии впервые в Петербурге прозвучит Концерт для альта с оркестром “A String Around Autumn” («Струна вокруг осени») японского композитора Тору Такемицу: исполнители – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, дирижер – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев, солистка – солистка Санкт-Петербургского дома музыки Антонина Попрас. Также в программе – «Послеполуденный отдых фавна» и три симфонических эскиза «Море» Клода Дебюсси и сюита из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Концерт 22 апреля продолжит новый абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое», в четырех концертах которого известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Вивальди, Чайковского и Дебюсси до Дьердя Лигети, Луиджи Ноно и Тору Такемицу. В июньской программе абонемента запланирована мировая премьера: специально по заказу филармонии петербургский композитор Настасья Хрущева создаст совершенно новое сочинение для симфонического оркестра. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики и погружение в новую музыку.

Названием для Концерта для альта с оркестром Тору Такемицу – “A String Around Autumn” («Струна вокруг осени») (1989) – стали строки стихотворения японского поэта Макото Ооки. Сам автор – вполне в согласии с японской эстетикой – определял жанр этой музыки как «воображаемый пейзаж».

Один из главных эстетических сюжетов в музыке Такемицу – самоучки, которому это, впрочем, не помешало стать первым всемирно признанным японским композитором – сочетание традиций Востока и Запада. Эта тема восходит к годам Второй мировой войны: в то время, когда в Японии западная музыка была запрещена, Такемицу впервые – тайком, с контрабандной пластинки – услышал западную музыку – французскую песню Parlez-moi de l'amour. Впечатление было таким ошеломляющим («Я был потрясен и впервые внезапно осознал, насколько великолепна западная музыка»), что любовь к французскому искусству осталась с ним на всю жизнь. Альтовый концерт, написанный к двухсотлетию Великой Французской революции, сам композитор посвятил «народу Франции, в особенности Дебюсси и Мессиану».

Музыка Клода Дебюсси, которого Такемицу почитал как «великого учителя», также прозвучит на концерте: «Послеполуденный отдых фавна» (1912) и три симфонических эскиза «Море» (1905) – ключевые сочинения музыкального импрессионизма. Как бы ни противился Дебюсси, именно так его стиль стали определять еще при его жизни. Рождение импрессионизма в конце XIX века ознаменовало великий эстетический перелом в искусстве: как с полотен импрессионистов исчезла линия – и целое стало складываться из суммы мазков, так и в партитурах композиторов-импрессионистов законченные мелодии и четко разграниченные части формы оказались размыты тончайшими нюансами динамики, сметены буйством оркестровых красок. Сама возможность смещения фокуса, изобретение новой оптики при взгляде на элементы целого сделали возможным все ключевые открытия, которые произошли в музыке в XX веке. А  одним из главных источников вдохновения импрессионистов, открывших новый взгляд на привычное  – что в живописи, что в музыке – стало искусство Востока, не в последнюю очередь – Японии.

Фото: Стас Левшин

20 апреля всемирно известный пианист Николай Луганский выступит в Петербургской филармонии с сольной программой: наряду с фортепианными сочинениями Мендельсона, Шопена и Рахманинова прозвучат транскрипции оперной музыки Рихарда Вагнера, выполненные Ференцем Листом и самим Николаем Луганским.

«Мои транскрипции Четырех сцен из музыкальной драмы Вагнера “Гибель богов” появились 22 года назад: тогда я получил предложение выступить на знаменитом фестивале “Декабрьские вечера” в Пушкинском музее, – рассказывает Николай Луганский, – В 2002 году фестиваль был посвящен любимому писателю его основателя, Святослава Рихтера, – Марселю Прусту: в его романах неоднократно упоминается Вагнер, а умение исполнять его музыку на фортепиано описывается как способ попасть в хорошее общество. Можно понять, почему это умение было так востребовано: в XIX веке возможностей услышать музыкальные драмы Вагнера – масштабные, требующие огромного оркестра и значительных постановочных усилий – было не так много, поэтому его фанаты исполняли эту музыку на рояле, в их числе был и знаменитый пианист и композитор Ференц Лист.

И тогда для “Декабрьских вечеров” я предложил свою транскрипцию четырех сцен из “Гибели богов”: я тогда был очень увлечен Вагнером, один из первых компакт-дисков, привезенный мной из-за рубежа, был с его музыкой, я привык исполнять любимые фрагменты из его драм для себя, поэтому включение в программу такой транскрипции показалось мне естественным. Вскоре я исполнил ее еще несколько раз и на пару десятилетий оставил – пока не получил предложение от фирмы Harmonia Mundi записать диск с музыкой Вагнера: так эта транскрипция вернулась в мой концертный репертуар, при этом каждый раз, исполняя ее, я привношу в эту музыку изменения. Четыре сцены, который я выбрал из шестичасовой оперы “Гибель богов” – это Рассвет и дуэт Зигфрида и Брунгильды, Путешествие Зигфрида по Рейну, знаменитый Траурный марш и Финал».

Николай Луганский – всемирно известный пианист, один из самых ярких российских музыкантов, которого критики называют «романтическим героем современного фортепиано». Он сотрудничает с лучшими оркестрами и дирижерами современности, в их числе – Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Неэме Ярви, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Владимир Юровский, Джанандреа Нозеда, Эса-Пекка Салонен.

Среди его партнеров по камерному музицированию – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко. Музыкант выступает в Амстердаме, Лондоне, Париже, Вене, Милане, Мюнхене, Мадриде, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Токио и других музыкальных столицах. Записи пианиста отмечены множеством призов, в их числе – Международная премия имени Теренса Джадда, «Золотой камертон года», ECHO Klassik, Choc du Monde de la Musique, Preis der Deutschen Schallplattenkritik, BBC Music Magazine Award.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»