Фото: Анна Флегонтова

Концерт 25 марта в Большом зале филармонии – первый после трагической паузы, наставшей в афише после теракта в «Крокус Сити Холле» – начался с минуты молчания. 

«Чудовищное преступление, совершенное 22 марта в Красногорске, в “Крокус Сити Холле”, – наша общая боль и трагедия. Страна потрясена и возмущена терактом, унесшим жизни невинных людей – обратился к публике народный артист России Николай Буров, – Коллектив Петербургской филармонии выражает поддержку пострадавшим от варварского злодеяния и желает им скорейшего выздоровления. Мы приносим глубокие соболезнования родственникам погибших. Скорбя вместе с теми, кто потерял во время теракта в Подмосковье своих близких, просим почтить память жертв минутой молчания». 

В этот вечер на сцене Большого зала программу из сочинений Петра Чайковского, Гавриила Попова, Пола Маккартни и современного петербургского композитора Сергея Екимова под управлением Юрия Серова исполнили Санкт-Петербургский молодежный симфонический оркестр им. М.П. Мусоргского, Хор мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки, Хор Санкт-Петербургской консерватории, Концертный хор Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П. Мусоргского. Солировали – Алексей Васильев (виолончель) и Полина Лаптева (сопрано). 

Уважаемые слушатели, в связи с трагическими событиями в Москве концерты Петербургской филармонии 23 и 24 марта переносятся.

Большой зал:
Концерт 23 марта перенесен на 28 марта
Концерт 24 марта в 15.00 перенесен на 30 марта, дирижером вместо Евгения Бушкова станет Алексей Ньяга
Концерт 24 марта в 20.00 перенесен на 20 июня
Лекция перед концертом 24 марта отменена


Малый зал:
Концерт 23 марта в 15.00 перенесен на 4 мая
Концерт 23 марта в 19.00 перенесен на 4 мая
Концерт 24 марта в 14.00 перенесен на 30 апреля
Концерт 24 марта в 19.00 перенесен на 16 мая

Чудовищный теракт, жертвами которого стали десятки людей, пришедших на концерт в «Крокус Сити Холле», — преступление, которому нет оправдания.

Коллектив Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д.Шостаковича в этот скорбный час желает силы духа родным и близким погибших и скорейшего выздоровления пострадавшим. Мы скорбим вместе с вами.

Фото: Анна Флегонтова

20 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступил Московский ансамбль современной музыки – один из лучших российских коллективов, исполняющих сочинения XX и XXI веков. На концерте «Голос кита 2.0», который пришел при поддержке Министерства культуры России, прозвучали пьесы американских композиторов: от создателя музыкального «Черного квадрата» Джона Кейджа и классика минимализма Стива Райха – до авангардиста Джорджа Крама и постминималиста, обладателя Grammy, автора музыки к фильмам Паоло Соррентино Дэвида Лэнга.

Наряду с традиционными музыкальными инструментами на концерте прозвучали и необычные: пьесы Кейджа были исполнены на препарированном рояле – его звучание было изменено с помощью дополнительного оборудования, пьеса Райха «Разные поезда» сложилась из звучания квартета музыкантов и записи звуков поездов и фрагментов препарированной речи, для исполнения «Голоса кита» Крама все исполнители, согласно идее композитора, надели маски, а пианист играл не только на клавишах, но и на струнах рояля. 

На создание пьесы «Голос кита» (1971) Джорджа Крама вдохновили «песни» горбатого кита. По замыслу автора, сочинение охватывает события от начала до конца времен, его средние части-вариации носят названия геологических периодов – от Архейской эры (4 миллиарда лет назад) через Мезозойскую, когда Землю населяли динозавры, к Кайнозойской, в которой живет современное человечество. 

Пьесы «Примитив» и «Тотемный предок» были написаны великим композитором и философом XX века Джоном Кейджем в 1940-е годы, когда он подрабатывал аккомпаниатором в классах современной хореографии. Создатель знаменитой пьесы 4’33 – музыкального «Черного квадрата», манифестирующего принципиально новое отношение к музыкальному времени и музыкальному звуку, Кейдж также изобрел так называемое «подготовленное фортепиано». В стремлении расширить возможности традиционного инструмента, он открыл в нем непредсказуемые тембры, усилив ударное начало. 

«Разные поезда» (1988) Стива Райха – классика американской музыки, одного из основоположников минимализма – это композиция для квартета и фонограммы со звуками поездов и перекомпонованной речью: именно речь становится основополагающим компонентом целого, из ее интонаций вырастают мелодии. 

«Идея пьесы пришла из моего детства, – поясняет композитор, – Когда мне был год, родители развелись [и стали жить в разных городах], из-за этого в 1939-1942 годах я часто переезжал на поезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно. В то время поездки казались мне захватывающими и романтичными. А теперь, оглядываясь назад, я думаю, что, если бы я был в Европе в те годы, то как еврей я бы поехал на совсем другом поезде. Имея это ввиду, я хотел создать произведение, которое точно отразило бы эту ситуацию». 

Пьеса состоит из трех частей: «Америка – Перед войной», «Европа – В годы войны», «После войны»: в основу первой из них положена записанная речь гувернантки композитора, с которой он в детстве ездил между городами, в основу второй – воспоминания бывших узников концлагерей. 

Пьеса «Мой совершенно пустой рот» (1999) обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, автора музыки к кинофильмам Паоло Соррентино, постминималиста Дэвида Лэнга – возникла из фразы (My Very Empty Mouth), которой его учили в детстве, помогая запомнить порядок планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. «Теперь я уже не помню всего предложения, и потому остальная часть солнечной система утрачена». 

В 2003 году композиция вышла на альбоме Child, ставшего для Лэнга «попыткой изучить разные переживания, какими я их помню из своего детства». «Что мне больше всего интересно, особенно сейчас, когда у меня есть свои дети, так это то, что детство – это время, когда человек учится думать, чувствовать, двигаться вперед, – говорится в авторской аннотации к альбому, – Поскольку каждое музыкальное произведение каким-то образом должно научить слушателя своим собственным правилам, показать, как именно оно работает, это сравнение я считаю содержательным».

Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, к настоящему моменту ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.

Фото: Анна Флегонтова

19 марта в Большом зале филармонии с Академическим симфоническим оркестром под управлением Евгения Бушкова выступила исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская. Звук уникального электронного инструмента, напоминающий человеческий голос, рождается из воздействия исполнителя на электромагнитные поля, или, как может показаться со стороны, просто из воздуха. 

Концерт прошел в рамках абонемента «Концерты во фраках и в джинсах»,  в концертах которого классика звучит рядом с «зарифмованной по смыслу» музыкой популярного жанра. 3 мая абонемент продолжится программой «Джаз и рок», в программе – композиции группы Pink Floyd в версии для симфонического оркестра и сочинения Николая Капустина. Ведущий абонемента – журналист и продюсер Александр Малич.

«Я думаю, что все люди так или иначе слышали терменвокс главным образом в “старообразных” фильмах про космос. Это – одно из клише, которое сопровождает инструмент на протяжении всей его истории», – рассказала Олеся Ростовская. 

Программа концерта продемонстрировала, что инструмент, изобретенный Львом Терменом, способен выражать образы намного более широкого спектра: прозвучали как переложения известных композиций Рахманинова, Гершвина, Вила-Лобоса, Пьяццоллы, так и специально написанная для терменвокса и симфонического оркестра Первая аэрофоническая сюита Иосифа Шиллингера – человека удивительной судьбы и разнообразных талантов, друга Дмитрия Шостаковича и Льва Термена (именно тот и осуществил мировую премьеру Сюиты в США), позже у Шиллингера учился Джордж Гершвин. Музыка Гершвина также звучала в этот вечер: его знаменитую Рапсодия в стиле блюз вместе с оркестром исполнил исполнил известный петербургский пианист Николай Мажара. 

Первый концерт на терменвоксе его изобретатель, специалист в области радиотехники Лев Термен дал в 1920-м году в Петрограде. Первоначально он был занят изобретением электроизмерительного прибора, у которого обнаружилось побочное свойство – он издавал и менял звук в зависимости от изменения положения руки в пространстве. Термен неоднократно выступал в Петроградской филармонии c демонстрацией своего изобретения: 19 декабря 1922 года в Большом зале состоялся концерт под названием «Радио-музыка», на котором демонстрировался «вновь изобретенный музыкальный инструмент», у которого к тому моменту еще не было названия (афиша доступна в статье о Льве Термене на сайте digital-проекта «Столетие филармонии»).

Сохранились воспоминания Льва Термена о том, что во время визита изобретателя в Кремль на его удивительном инструменте играл Владимир Ленин: «После этого я стал играть <... > Во время игры интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная – у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная – у него лицо было радостное. После каждой вещи он сильно аплодировал. А после “Жаворонка” <...> ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад, и “в четыре руки”, мы сыграли “Жаворонка”». [Цит. по: Самохин В.П., Мещеринова К.В., Тихомирова Е.А.. Лев Сергеевич Термен (120-летие со дня рождения) // Наука и образование, ноябрь 2016.)]

Фото: Стас Левшин

12 марта Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова исполнил программу «Моцарт и Штраус – два гения».

Прозвучали Увертюра к опере «Идоменей» и Второй концерт для флейты Моцарта, сольную партию исполнила артистка Заслуженного коллектива России Олеся Тертычная. В программу второго отделения вошли симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» и Танец Саломеи из оперы «Саломея» Рихарда Штрауса.

Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

8 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступила звезда мировой оперы, сопрано Ольга Перетятько: в программе «Сопрано тет-а-тет» прозвучали сочинения русских и европейских композиторов, написанные как в оперном, так и в камерно-вокальном жанре. Партию фортепиано исполнил лауреат международных конкурсов Виталий Щербаков.

Возвращаясь в Большой зал Петербургской филармонии спустя почти год после предыдущего выступления, Ольга Перетятько представила программу, в которой шедевры мировой оперы сочетались с жемчужинами камерно-вокального репертуара: наряду с сольными номерами из опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Искатели жемчуга» Бизе, «Ласточка» Пуччини, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Русалка» Дворжака прозвучали романсы Чайковского, Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова.

Фото: Стас Левшин

«У меня сейчас много концертов в России, но, конечно, Петербургская филармония для меня всегда будет наивысшей точкой. Столько всего было пережито в этом зале в мои студенческие годы! Здесь витают духи всех великих, которых я уважаю, люблю и ценю, и буду всегда любить. И ответственности, конечно, больше, но и радости больше, – отметила Ольга Перетятько, – Программа, которую я подготовила для концерта в Петербурге, показывает мой репертуар в данный момент, я специально включила в нее партии, актуальные для меня в этом сезоне: например, я исполню арию Магды из «Ласточки» Пуччини – в этой партии я только что дебютировала в Турине, или прозвучит каватина Лейлы из «Похитителей жемчуга» Бизе – я её пела только что, в январе, в Берлинской опере».

Певица рассказала, что сознательно стремилась представить в одной программе как оперные арии, так и сочинения камерного репертуара: «Делать исключительно оперную программу под рояль было бы странно, но и петь только камерную музыку тоже не хотелось – с такой программой я выступила в Петербургской филармонии в прошлом году. Поэтому я сознательно соединила оперную музыку и романсы, а одновременно и что-то новое, широкой публике неизвестное, с тем, что слушатели знают и любят – романсы Рахманинова, например».

 

Одна из самых востребованных сопрано в мире, петербурженка Ольга Перетятько получила международное признание после победы на престижном конкурсе Пласидо Доминго Operalia. С тех пор ее имя не сходит с афиш самых известных оперных театров и концертных залов мира.

Уникально притягательный голос и сценическое мастерство певицы позволяют ей исполнять самые разные оперные партии, как комические, так и трагические. Ольге Перетятько рукоплещет публика Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Венской государственной оперы, Берлинской государственной оперы, мадридского театра Реал, Гран-театра дель Лисеу в Барселоне, Парижской оперы, фестивалей в Зальцбурге, Баден-Бадене, Экс-ан-Провансе, Пезаро.

В этом концертном сезоне Ольга Перетятько дебютирует в партии Нормы в Гамбургской государственной опере, возвращается на сцены Оперного театра Цюриха («Турок в Италии» Россини) и Берлинской оперы («Идоменей» Моцарта и «Искатели жемчуга» Бизе)

Певица открыла сезон Парижской филармонии, исполнив партию сопрано в «Колоколах» Рахманинова, в конце января она представила программу «Моцарт и Сальери» на Неделе Моцарта в Зальцбурге. За последние пару лет география сольных выступлений певицы включила Амстердам, Цюрих, Люцерн, Страсбург, Брюссель, Неаполь, Таллин, Сингапур, Бухарест, Мадрид, Москву, Петербург. 

Ольга Перетятько выпустила шесть альбомов на Sony Classical и получила множество престижных наград, в том числе OPUS Klassik (2018), ECHO Klassik (лучший сольный альбом, 2015), премию имени Франко Аббьяти от итальянских музыкальных критиков.

В числе самых известных творческих партнеров певицы – знаменитые дирижеры Юрий Темирканов, Зубин Мета, Кент Нагано, Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Кирилл Петренко, режиссеры Дмитрий Черняков и Робер Лепаж. 

Фото: Стас Левшин

2 марта в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Торжественная месса Людвига ван Бетховена, исполнение было приурочено к двухсотлетию мировой премьеры: впервые в своей истории великий шедевр прозвучал в Петербурге 26 марта 1824 года. Более того – исполнение, состоявшееся по инициативе князя Николая Голицына в зале купца Кусовникова (ныне – Малый зал филармонии), стало не только первым, но и единственным, осуществленным при жизни композитора. Вена услышала Мессу, которую сам Бетховен ставил едва ли не выше своей Девятой симфонии, лишь спустя месяц, да и то – не полностью.

Торжественная месса Людвига ван Бетховена – одного из крупнейших композиторов в истории мировой музыки – прозвучала в Большом зале филармонии в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Санкт-Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера. Сольные партии исполнили солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Дарья Рябоконь, Александр Тимченко и специализирующийся в области старинной музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, бас Илья Мазуров.

«Что же можно сказать об этой вершине перед нами, о Торжественной мессе Бетховена? Это своеобразный итог его жизни и творчества, – отметил дирижер Лео Кремер, – Это намного больше, что хорошая музыка, это космос. Я всегда говорю, что это своего рода Десятая симфония Бетховена».

«Всё сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники», – писал князь Николай Голицын Людвигу ван Бетховену после мировой премьеры Торжественной мессы.

Торжественная месса прозвучала в Большом зале филармонии в рамках абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющего великие сочинения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга. В предстоящих концертах исторического абонемента прозвучат, в частности, Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) в исполнении автора, симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» Арнольда Шенберга, исполненная в этом зале под управлением композитора.

Формально Петроградская филармония была образована в 1921 году, но все перечисленные концерты по праву считаются частью ее большой истории, которая неотделима и от истории образованного в 1882 году Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России), и от истории построенного в 1839 году зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты – ныне это здание – Большой зал Петербургской филармонии. И, безусловно, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества.

Оно возникло в 1802 году, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира»: это сочинение открыло программу исторического абонемента Петербургской филармонии в этом концертном сезоне. 

Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма. 

Фото: Стас Левшин

3 марта всемирно известный пианист Денис Мацуев выступил в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Прозвучали Второй фортепианный концерт Прокофьева и «Фантастическая симфония» Берлиоза. Концерт продолжил программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны. 

Концерт 3 марта стал первым выступлением Госоркестра Республики Татарстан в Большом зале Петербургской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского: в октябре 2022 года коллектив выступил здесь под управлением Сесара Альвареса, предыдущие его выступления на этой сцене состоялись в 1996 году под управлением Фуата Мансурова.

Фото: Стас Левшин

«Петербург – это город, в котором я учился дирижированию, и Большой зал Петербургской филармонии для меня – Мекка, музыкальная Мекка. Пересекая этот порог, выходя на эту сцену, я испытываю невероятный трепет. Помимо впечатлений от выступлений дирижеров, оркестров, которые я слышал здесь, для меня этот зал очень дорог потому, что в 1999 году мне посчастливилось выиграть премию на Конкурсе имени С.С. Прокофьева – и я очень хорошо помню ощущение, когда я первый раз вышел на эту сцену, когда Юрий Хатуевич Темирканов вручал мне диплом лауреата, – рассказал Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, – В том же году состоялась и моя первая встреча с Заслуженным коллективом России – это был специальный приз. Выходить к этому оркестру – особенно, когда делаешь первые шаги как дирижер – было не только почетно, ответственно, но и очень трепетно для меня. Это ощущение осталось во мне и я его несу, оно очень глубоко внутри.

Я обожаю этот зал, поэтому выступление здесь с Госоркестром Республики Татарстан для меня – особая радость. Я уже 14 лет работаю в Казани: и я думаю, что, наверное, все эти 14 лет мы готовились к тому, чтобы выступить в этом зале». 

ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу своей истории в 2010 году, с приходом Александра Сладковского.  Сегодня этот коллектив – первый российский региональный оркестр, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В его биографии – выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в том числе – в Золотом зале венского Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами. 

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале уже выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса. 

Завершится программа абонемента 12 апреля выступлением Российского национального оркестра под управлением Александра Рудина.

Фото: Стас Левшин
Фото: Анна Флегонтова

22 февраля новый абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» продолжился хоровым концертом-перформансом «Славное море, священный Байкал»: фрагменты романа прочел Николай Буров, в исполнении Хоровой коллегии Санкт-Петербурга под управлением Николая Романова прозвучали сочинения композиторов трех веков – от Франца Шуберта до Игоря Корнелюка.

Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, в следующих его концертах публику ждет выступление Jazz Philharmonic Orchestra, исполнение «Страстей по Иоанну» И.С.Баха и шедевров симфонической музыки. Фрагменты романа прозвучат в исполнении Николая Бурова и Николая Мартона.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»