Первый концерт первой русской филармонии

12 июня 2021 года Санкт-Петербургская филармония – первая филармония в России – отмечает 100-летие со дня своего торжественного открытия. Именно в этот день в 1921 году в ней состоялся первый концерт под руководством известного дирижера Эмиля Купера. Эмиль Купер стал и первым директором филармонии, в то время носившей название Петроградской. Программа вечера была посвящена Чайковскому.

Эмиль Купер

Эмиль Купер

Эмиль Альбертович Купер (1877 - 1960) был фигурой чрезвычайно яркой в русской музыкальной культуре первой четверти 20 столетия. В судьбе же Петербургской филармонии он сыграл, возможно, решающую роль.

Эмиль Купер родился в Херсоне. Первоначальное музыкальное образование по скрипке и композиции он получил в Одесском музыкальном училище. Дирижированием занимался самостоятельно и уже в 22 года впервые встал за дирижерский пульт. Первые годы работы Купера были связаны главным образом с оперной сценой, которой он не изменил до конца жизни. В 1900–1904 гг. он работал в Киевской опере. Настоящий успех приходит к нему в Москве: в частной опере Зимина под его управлением в 1909 впервые прозвучал «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Купера приглашают и в Русскую императорскую оперу - в Большой театр в Москве и Мариинский в Петербурге. В Большом впервые в России он представляет «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера. На симфонической сцене под управлением Купера проходят премьеры сочинений Метнера, Мясковского, Рахманинова, Скрябина, Глиэра. В концертах «Русского музыкального общества» он исполняет Бородина, Чайковского, Балакирева, Танеева, Вагнера, Д’Энди, Р.Штрауса… С 1909 сотрудничает с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, дирижирует в Париже премьерой «Соловья» Стравинского и «Золотым петушком» Римского-Корсакова (1914). Круг Купера – цвет русской культуры, и это не только композиторы. Купер дружен с Шаляпиным и Собиновым, Билибиным и Бенуа, его портреты пишут Головин и Верейский.

Революция застала Купера в Москве, где он вошел в специально созданный директорат Большого театра, который возглавил тогда Леонид Собинов. Почти сразу же Купера назначают на должность директора Петроградского государственного театра оперы и балета (Мариинского театра), он также преподает в консерватории. А в 1920 году начинает сотрудничество с Государственным симфоническим оркестром, который остался без главного дирижера – этот пост с 1917 года занимал Сергей Кусевицкий, уехавший из России в 1920 году.

Вот как вспоминает это время сам Эмиль Купер в своей Автобиографии (цит. по: Купер Э. Статьи. Воспоминания. Материалы. // Под ред. Г.Я.Юдина. - М. : «Советский композитор», 1988.):

«В Петрограде я пробыл всего пять лет. За это время я пережил много необычайно интересного. <…> Комитет Государственного оркестра явился ко мне с известием, что оркестранты избрали меня своим директором.  Но и этого оказалось мало: вскоре я должен был принять депутацию от Государственной Капеллы. <…> Сколько я не упрямился, отказываясь от этих почетных предложений и доказывая одной и другой депутации, что уже перегружен разными обязанностями <...>, я не мог переубедить этих людей. Они настаивали, и я должен был согласиться.  (с.169)

Таким образом, как перед этим и в Москве, я и в Петрограде не нашел никакого отдыха. Наоборот, потребовалось еще больше внимания к моим обязанностям, еще больше ответственности, а материальные условия жизни с каждым днем становились все хуже и хуже.

И все же существовавшее положение придавало нам какую-то новую энергию, и всякая работа производилась очень честно и охотно. Я предложил комитету заняться осуществлением идеи создания Государственной филармонии. Председатель комитета Н.Михайлов и секретарь А.Гришин были командированы в Москву для личных переговоров с Луначарским. Цель их поездки заключалась в том, чтобы государство признало необходимость филармонии, приняло ее под свою опеку (учреждение это должно быть государственным, а не частным) и утвердило смету.  (с.169

Командированные после переговоров с Луначарским добились утверждения Петроградской государственной филармонии. Распоряжение по Наркомпросу было подписано Луначарским 19 октября 1920 года. Гришин вернулся в Петроград с утвержденным проектом преобразования оркестра в Государственную филармонию и с приказом о назначении меня директором оркестра. Комитет, во главе которого я был, приступил к осуществлению своей цели… (с. 169-170)

Программа первого концерта филармонии

16 мая 1921 г. народным комиссаром просвещения Луначарским было подписано назначение Купера на должность директора Филармонии (распоряжение № 87, копия от 26 мая 1921 г. — Музыкальная библиотека, фонд «Основание Государственной Филармонии», 1921–1926. Л. 35). Фактически Купер стал и главным дирижером, который проводил большинство филармонических концертов, и директором, отвечавшим за хозяйственную и финансовую часть (хотя у него были помощники, о которых мы расскажем позже).

12 июня 1921 года Эмиль Купер с Государственным филармоническим оркестром исполняет на сцене Большого зала программу из произведений Чайковского. Этот день вошел в историю как день открытия Петроградской филармонии.

Эмиль Купер проработал на этой должности три сезона, дав 123 симфонических концерта. Последний, с программой из произведений Вагнера, состоялся 14 апреля 1924 года.

За год до этого – 13 апреля 1923 года на сцене Филармонии чествовали Купера по случаю 25-летия его дирижерской деятельности. В программе был Скрябин – «Божественная поэма» и «Поэма экстаза». После этого концерта Купер уезжает на длительные гастроли, и с октября 1923 года не числится более директором Филармонии, хотя и продолжает выступать здесь. В своей автобиографической записке (черновик которой сохранился в архиве Филармонии, его часть мы публикуем) Купер уточняет: «С 5 июля 1923 г. я фактически не принимаю никакого участия в делах филармонии».

В 1924 году он уезжает в очередное концертное турне. Как и Сергей Кусевицкий, его предшественник на посту главного дирижера Государственного оркестра, как и сменивший его на этом посту Валериан Бердяев, Эмиль Купер в Советскую Россию больше не вернется. Еще в 1917 году он писал:

«Я лично думал, что революция, вероятно, является как бы народным праздником, и что общественные отношения, вероятно, так же легко перетасовать, как колоду карт. Оказалось, что я был совершенно не прав. Настоящего общественного опыта у меня не было, и я чувствовал растерянность». (Купер 1988, с. 164-165).

Статью 1922 года «Памяти Артура Никиша», опубликованную издательством Петроградской филармонии, Купер заканчивает строками:

«Как протекала деятельность Никиша в последние годы, годы мировой войны и революции, мы, отрезанные силой обстоятельств от внешнего мира, к великому прискорбию нашему, не знаем…» (Купер 1988, с. 229).

Горечь этих строк относится не только к воспоминаниям о великом дирижере, которого Купер считал своим наставником, в равной степени она относится ко времени и месту, в которых сам автор статьи оказался.

Заграницей Купер много работает. Он становится художественным руководителем Рижской оперы, затем получает место дирижера в Чикаго. В 1932–1939 гг. продолжает гастролировать и в Европе. После войны Купер дирижирует в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, где руководит американской премьерой оперы Бриттена «Питер Граймс» и постановкой новой редакции «Хованщины» Мусоргского. С 1950 дирижер работал в Монреале, где исполнил до того неизвестные в Канаде оперы Прокофьева и Менотти.

Подробная биография
Фото 1931 г.
Портрет Купера кисти А.Головина
Портрет Купера кисти З.Серебряковой
Записи Купера
 

Адрес, поднесенный Э. А. Куперу художественной общественностью Петрограда в день открытия Филармонии

Эмилю Альбертовичу Куперу.
Скромная памятка о трудном предприятии открытия Филармонии в день ее первого концерта 12-го июня 1921-го года.
Петроград.

 

Среди подписавших – композиторы Александр Глазунов, Максимилиан Штейнберг, художники Александр и Альберт Бенуа, солистка первого филармонического концерта скрипачка Цецилия Ганзен, певец Иван Ершов, концертмейстер филармонического оркестра Виктор Заветновский, солисты оркестра.

Автобиография Э. А. Купера

Из фондов Музыкальной библиотеки филармонии

Цецилия Ганзен

Цецилия Ганзен

«Играет, как человек! Выглядит, как ангел!» – гласила реклама на столбах в Бостоне, во время гастролей одной из крупнейших скрипачек ХХ века Цецилии Ганзен.

Цецилия – герой непростой судьбы, чью биографию затруднительно сжать до краткого очерка. Родившаяся в музыкальной семье в станице Каменской в 1897 году, она мгновенно показала блестящую одаренность, уже в семилетнем возрасте дав первый концерт. После – учеба в Петербургской консерватории у знаменитого Ауэра. Среди друзей – будущий муж пианист-виртуоз Борис Захаров (любимый ученик Есиповой), колючий композитор-гений Сергей Прокофьев, посвятивший ей одну из «Пяти мелодий без слов». Яркая одаренность Ганзен была оценена по достоинству: по окончании Консерватории скрипачка удостоена премии Михайловского дворца.

В 20-е годы дуэт Ганзен и Захарова был крайне успешен. Прокофьев писал в дневнике: «Был на концерте Захарова и Цецилии. Итак, теперь жених и невеста, – и тарантас, запряжённый парой, покатился по широкой артистической дороге. В добрый час!».  До окончательной эмиграции в 1921 году (как раз после выступления Цецилии на открытии Петроградской филармонии!) музыканты давали концерты в России и Европе. Затем, эмигрировав и покорив Европу, они отправились в Америку, где состоялся дебют скрипачки на ключевой для карьеры музыканта площадке – в Карнеги-холле. Последний этап их совместного с Захаровым музицирования – Азия. Там под колесо их «тарантаса» попал камешек, опрокинувший их жизнь. Борису Захарову предложили остаться в Шанхае, что он и сделал, став в последствии одним из основателей китайской профессиональной фортепианной школы. Цецилия же вернулась в Европу одна.

После разрыва с Захаровым главным центром ее концертной деятельности становится Германия. Вступив в брак с немецким философом и юристом Германом Фридманом, вскоре скрипачка, избегая власти фашистов, переезжает во Францию, оттуда – в Англию, где происходит буквально «второе рождение» ее известности. Ей рукоплещут залы, ее концерты транслирует ВВС, она вновь активно гастролирует, занимается благотворительностью.

В поздние годы Цецилия Ганзен отдала дань преподавательской деятельности: в Высшей школе музыки Гейдельберга она ведет классы скрипки и ансамбля. В 1989 Ганзен скончалась в Лондоне, куда переехала после смерти мужа.

Жизнь Цецилии Ганзен тесно вплетена в музыкальную историю ХХ века. Яркая скрипачка, она прожила долгую жизнь, полную высоких кульминаций. В разные годы своей жизни она соприкасалась с Александром Глазуновым, Николаем Метнером, Сергеем Прокофьевым, Леопольдом Ауэром, Иегуди Менухиным, Ильей Репиным, Борисом Фредман-Клюзевым, Алексеем Лосевым... Ее красота вдохновляла художников и скульпторов, а ее наряды становились образцами стиля.

Подробнее

Состав оркестра филармонии в 1921 году

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»