Фото: Михаил Афансьев

22 июня, в День памяти и скорби, в Новосибирске, в Государственном концертном зале имени А.М. Каца, Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича прозвучала в исполнении сводного коллектива: к музыкантам Новосибирского академического симфонического оркестра присоединились артисты Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии – именно этот коллектив 9 августа 1942 года осуществил легендарную блокадную премьеру симфонии в Ленинграде. Сочинение прозвучало под управлением Димитриса Ботиниса – художественного руководителя и главного дирижера обоих оркестров. 

Концерт стал частью посвященного 80-летию Победы проекта «Мост через время: Ленинград – Новосибирск», реализуемого Санкт-Петербургской и Новосибирской филармониями. События первой части проекта состоялись в мае в Петербурге: концерт сводного оркестра, возложения цветов к знаковым для военной истории монументам, подготовленная новосибирской стороной выставка о связи двух городов были приурочены к Дню Победы. 

Исполнение именно Седьмой симфонии Шостаковича сводным оркестром в двух городах глубоко символично, с каждым из них это произведение неразрывно связано.

Фото: Михаил Афанасьев

«Я очень рад, что идея исполнить Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича двумя оркестрами реализуется. Культурные связи между Новосибирском и Санкт-Петербургом очень крепкие и важные, и сегодняшний концерт, и наше творчество это подтверждают. Такая возможность – выступить двумя оркестрами на этой сцене – представляется нечасто, и для всех нас это настоящий праздник», – отметил художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис.

Перед концертом к слушателям обратился Юрий Петухов, первый заместитель Губернатора Новосибирской области: «Сегодня, в День памяти и скорби, звучание Седьмой симфонии Шостаковича в исполнении объединенного оркестра — это музыкальный монумент, посвященный мужеству, стойкости и духовной силе нашего народа. Это свидетельство того, как культура, несмотря на время и расстояния, продолжает объединять людей, вдохновлять и передавать память от поколения к поколению».

Перед исполнением публике был показан фильм, посвященный майским событиям совместного проекта «Мост через время: Ленинград – Новосибирск». Концерт транслировался в прямом эфире регионального телеканала ОТС, а также на сайте и в социальных сетях.

Фото: Михаил Афанасьев

Накануне концерта, 21 июня, в ГКЗ имени А.М. Каца открылась выставка «Ленинградская филармония в Сибири: Годы эвакуации (1941-1944)» из фондов Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, посвященная годам работы оркестра Ленинградской филармонии – Заслуженного коллектива Республики – в Сибири во время эвакуации. Выставка воссоздает картину жизни и работы в эвакуации одного из величайших дирижеров XX века Евгения Мравинского и возглавляемого им знаменитого симфонического оркестра. В пространстве выставки были представлены дирижерская палочка Евгения Мравинского из личной коллекции главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, многочисленные цифровые копии афиш, программок, и иных свидетельств военной эпохи, оригиналы которых хранятся в фондах музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. Эта экспозиция – дань творческому подвигу музыкантов, которые за три года дали свыше 530 симфонических концертов в разных городах Сибири, познакомив жителей региона с мировым музыкальным наследием и оставив значительный след в культурной жизни региона. К выставке был подготовлен одноименный буклет, основанный на уникальных документах военного времени, автором текста которого выступил заведующий Музыкальной библиотекой Филармонии, кандидат искусствоведения Павел Дмитриев.

21 июня представители двух филармоний возложили цветы на могилу музыковеда Ивана Соллертинского – легендарного художественного руководителя Ленинградской филармонии, блестящего лектора, чьи выступления сыграли важную роль в сокращении дистанции между новой, новосибирской публикой и шедеврами симфонической музыки, звучавшими в исполнении Заслуженного коллектива Республики. 

Делегация из Санкт-Петербурга также посетила Дом культуры имени Октябрьской революции, сцена которого в годы эвакуации стала для Заслуженного коллектива Республики основной репетиционной и концертной площадкой. Музыканты возложили цветы к мемориальной доске, установленной на здании.

В этот же день состоялась акция «Сад памяти» – рядом с Государственным концертным залом имени А. М. Каца представители двух филармоний высадили яблони и открыли мемориальную доску в честь выдающегося дирижера Евгения Мравинского. 

22 июня, в День памяти и скорби, делегация из представителей двух филармоний почтила память воинов-победителей в Великой Отечественной войне у Вечного огня на Монументе Славы.

Проект «Мост через время: Ленинград – Новосибирск» начался в мае в Петербурге, где в исполнении сводного оркестра прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, была представлена выставка о связи двух городов, подготовленная новосибирской стороной, проведены торжественные мероприятия в память о героях войны.

Впервые Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича была исполнена сводным составом музыкантов под управлением Димитриса Ботиниса 10 мая в Большом зале Петербургской филармонии: тогда к составу Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии присоединились музыканты Новосибирского академического симфонического оркестра. Дирижер отметил важность сохранения культурных связей между Петербургом и Новосибирском и исключительную уникальность подобных проектов.

Исполнение именно Седьмой симфонии Шостаковича сводным оркестром в двух городах глубоко символично, с каждым из них это произведение неразрывно связано.

В Ленинграде в первые месяцы Великой Отечественной войны Шостакович начал работу над партитурой, родному городу он посвятил сочинение. Здесь же состоялось одно из самых знаменитых исполнений как в истории Седьмой симфонии, так и в истории всего XX века: музыка, предрекающая Победу, прозвучала 9 августа 1942 года в городе, взятом в блокадное кольцо. Специально для этого исполнения, обладавшего исключительным общественно-политическим значением, транслировавшимся на весь мир, из небытия был воссоздан Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета (ныне – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии), дирижировал Карл Элиасберг.

С Новосибирском симфония связана потому, что там она прозвучала в исполнении важнейших для Шостаковича оркестра и дирижера, которым он доверил мировые премьеры большинства своих симфонических сочинений: в присутствии автора его Седьмую симфонию 9 июля 1942 года исполнил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского – знаменитый оркестр Ленинградской филармонии, в годы войны эвакуированный в Новосибирск.

Фото: Xinghai Concert Hall_Tammy

21 и 22 июня Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии (ЗКР) провел первые концерты в рамках большого гастрольного тура по Китаю. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева в крупных культурных центрах Китая – Гуанчжоу и Шэньчжэне – прозвучала знаменитая Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. В Шэньчжэне легендарное сочинение, созданное в годы Великой Отечественной войны, ставшее символом воли и мужества, было исполнено в День памяти и скорби. Далее оркестру предстоят выступления в Шанхае, Пекине и Ухане.

Заслуженный коллектив России получил эксклюзивное приглашение от китайской стороны: в год 50-летия смерти Дмитрия Шостаковича, когда его музыка особенно часто звучит по всему миру, исполнить его сочинения в Китае был приглашен коллектив, с которым неразрывно связана судьба композитора. 

Генеральный партнер гастрольного тура Заслуженного коллектива России – банк ВТБ.

Фото: Артём Алексеев

«Наше турне посвящено пятидесятилетию со дня смерти великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мы исполняем очень непростую как для оркестра, так и для публики – ведь мы совместно сопереживаем – Седьмую симфонию. Мы встречаемся с китайской публикой регулярно, раз в год: это уже становится традицией. Приятно, что все билеты были проданы в считанные дни – слушатели здесь нас знают и любят. А мы будем с нетерпением ждать следующих гастролей», – отмечает главный дирижер Петербургской филармонии, народный артист России Николай Алексеев.

«В этот приезд наш оркестр привез в Китай великую музыку – музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, имя которого носит Петербургская филармония. Это знаковое произведения для нашего оркестра и нашего зала, особенное для каждого ленинградца, включая меня: мои бабушка и дедушка пережили блокаду. Исполняя симфонию для китайских слушателей, мы видим, что эта музыка проникает в сердца и создает мостик между Петербургом и таким дальним регионом, как Китай; она заставляет слушать до последней секунды, до последнего такта. Она непростая и требует большого внимания, тем не менее магия музыки говорит, что то, что мы делаем, абсолютно необходимо», – поделился впечатлениями концертмейстер Заслуженного коллектива России, народный артист России Лев Клычков.

Фото: Артём Алексеев

До начала гастролей Николай Алексеев отмечал, что изначально в планах оркестра на этот сезон турне по Китаю не было: «Но, поскольку в этом году исполняется 50 лет со дня смерти Дмитрия Шостаковича, и его музыка звучит на лучших мировых сценах особенно часто, президент одного из ключевых китайских концертных агентств Wu Promotion, господин Джиантонг Ву, обратился к нам как к единственному в мире оркестру, обладающему уникальным, своего рода аутентичным опытом исполнения музыки Дмитрия Дмитриевича».

Во всех городах тура Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполняет знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича и Первый фортепианный концерт Прокофьева, солист – Даниил Харитонов. На первом концерте в Пекине прозвучит эта же программа, во второй вечер оркестр исполнит Шестую симфонию Шостаковича и Первый фортепианный концерт Чайковского.

Судьба Дмитрия Шостаковича связана с историей Заслуженного коллектива России неразрывно: именно этот оркестр осуществил мировые премьеры большинства симфонических сочинений композитора. Шостакович присутствовал как на репетициях, так и на большинстве этих премьер, был связан дружбой с легендарным дирижером Евгением Мравинским, который возглавлял Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, посвятил ему Восьмую симфонию. В 1975 году, после смерти Дмитрия Шостаковича, его имя было присвоено Ленинградской филармонии.

Именно ЗКР (тогда носивший другое название) 12 мая 1926 года осуществил мировую премьеру Первой симфонии Шостаковича: она прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии, с этого концерта началась мировая слава композитора.

Симфонии Шостаковича, вошедшие в программу китайского тура, также связаны с легендарным оркестром: в 1939 году ЗКР под управлением Евгения Мравинского осуществил первое исполнение Шестой симфонии. Исполнение оркестром и дирижером Седьмой «Ленинградской» симфонии – одного из главных сочинений академической музыки времен Великой Отечественной войны – было не первым в ее истории, но стало одним из главных для композитора: он специально прилетел в Новосибирск, где ЗКР и Евгений Мравинский находились в эвакуации, и присутствовал как на репетициях, так и на исполнении сочинения.

По просьбе китайской стороны филармонией также подготовлена выставка уникальных исторических фотоматериалов из фондов ее Музыкальной библиотеки: главный сюжет выставки – многомерные связи Дмитрия Шостаковича с ЗКР и Ленинградской – Петербургской филармонией в целом. 25 июня выставка будет представлена в Шанхайском центре восточного искусства – одном из крупнейших культурных объектов Китая – в день выступления там Заслуженного коллектива России. Перед концертом запланирована лекция о связи Дмитрия Шостаковича с Ленинградской - Петербургской филармонией и ее прославленным оркестром, которую прочтет петербургский музыковед, один из авторов digital-проекта «Столетие филармонии» Ольга Радвилович.

Подробная программа гастрольного тура размещена на официальном сайте Петербургской филармонии.

Фото: Стас Левшин

Первый фестиваль старинной музыки «Барокко в белую ночь» пройдет в Петербургской филармонии с 28 июня по 3 июля. Наряду с «ночными» концертами с началом в 22 часа, посетителей ждут концерты-беседы, а также творческие мастерские, в рамках которых ведущие педагоги Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории научат желающих тонкостям исполнения в исторической манере – на скрипке, фортепиано, клавесине и блокфлейте. Фестивальная программа также предусматривает обучение танцам эпохи барокко. Активными участниками творческих мастерских могут стать желающие как с музыкальным образованием, так и без него, в зависимости от специальности.

«Формат фестиваля устроен таким образом, что вы можете не только послушать концерты, но и присоединиться к музыкантам и попрактиковаться в искусстве исполнять старинную музыку. Если вы студент музыкального училища или консерватории, то для вас предназначены мастерские по исполнению на скрипке, фортепиано и клавесине. Среди творческих мастерских есть те, что не предполагают специальной подготовки: мастерские по музицированию на блокфлейте или по обучению старинным танцам. Вы можете освоить азы, получить ценные указания и, может быть, заинтересоваться, а потом уже стать специалистом в этой области, просто потому что вы так удачно заглянули в филармонию», – рассказывает Роман Насонов, доцент Московской государственной консерватории, один из лучших в стране специалистов по старинной музыке.

Фото: Анна Флегонтова

Студентам музыкальных училищ и вузов Санкт-Петербурга адресованы:

Творческие мастерские «Интерпретация скрипичной музыки Баха в исторической манере» (занятия 29, 30 июня и 1 июля), которые в Петербурге проведет Марина Катаржнова, доцент кафедры струнных, духовых и ударных инструментов ФИСИИ Московской консерватории, один из ведущих педагогов нашей страны.

Мастерские «Интерпретация клавирной музыки Баха на фортепиано с учетом особенностей старинной практики» (29, 30 июня и 1 июля), ведущая – Дарья Борковская, доцент кафедры клавишных инструментов ФИСИИ Московской консерватории. В рамках творческой мастерской активным участникам представится уникальная возможность совершить путешествие во времени и сравнить исполнительские приемы на двух «клавирах»: современном рояле и клавесине эпохи барокко.

Для широкого круга любителей музыки и танцев предназначены:

Мастерские «Блокфлейта в музыке Ренессанса и барокко: фразировка, штрихи и мелизмы. Игра соло и в консорте» (2, 3, 4 июля). Ведущий мастерских – известный исполнитель и руководитель Консорта блокфлейт Московской консерватории Алексей Шеин. Чтобы исполнять сегодня эту музыку, представленную главным образом танцами и характерными пьесами, надо знать «свод правил» артистов Возрождения и барокко, понимать основные различия между национальными стилями: Алексей Шеин станет проводником в этот мир. Ограничения по возрасту и уровню владения инструментом отсутствуют.

Мастерские «Старинные танцы и танцевальная нотация» (1, 2, 3 июля). Ведущая – Наталия Кайдановская, эксперт в сфере старинных трактатов с огромным сценическим опытом. Занятия включат разучивание несложных сольных номеров и групповых танцев, по выбору участников. Цель курса – не просто освоение ряда движений и их последовательностей, но и выработка осмысленного отношения к каждому из изучаемых танцев на основе исторической информации. Ограничения по возрасту и уровню подготовки отсутствуют.

Творческие мастерские – уникальная возможность как для профессиональных музыкантов, так и для тех, кто просто интересуется старинной музыкой, прикоснуться к этому искусству.

Два формата участия – посетитель может выбрать активное обучение или избрать роль слушателя – позволяют каждому познакомиться с особенностями барочной музыки в комфортном режиме.

Каждый посетитель может принять участие как во всех трех занятиях той или иной мастерской, так и посетить только одно из них.

Фото: Стас Левшин

4 июня, в день рождения Евгения Мравинского, на сцене Большого зала филармонии в рамках XVIII Международного фестиваля «Музыкальная коллекция» Заслуженный коллектив России под управлением известного дирижера Анатолия Рыбалко исполнил Первый виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал блестящий виолончелист Александр Рамм. Произведение было выбрано для праздничной программы неслучайно: именно Мравинский дирижировал его мировой премьерой, как и большинством мировых премьер симфонических сочинений Шостаковича. В программу концерта также вошла Третья «Героическая» симфония Бетховена.

«Сегодняшний концерт связан с двумя именами: Дмитрия Шостаковича и Евгения Мравинского, чей день рождения мы традиционно отмечаем тематическим концертом 4 июня. Программа завершает абонемент “Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича”, в рамках которого звучат премьеры композитора, проходившие в нашем зале в исполнении Заслуженного коллектива Республики, как он тогда назывался. Большая часть этих премьер проведена Евгением Мравинским, в частности премьера Первого виолончельного концерта, которая состоялась в 1959 году, – поделился Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала филармонии. – В целом этот год мы посвятили Шостаковичу, которого не стало 9 августа 1975 года. В том же году, 2 декабря, Ленинградской филармонии было присвоено имя композитора: именно этому событию был посвящен абонемент, который завершается сегодня, под знаком этого события пройдет и один из абонементов следующего сезона».

Судьба Дмитрия Шостаковича связана с судьбами Заслуженного коллектива России и Евгения Мравинского неразрывно. Шостакович присутствовал как на репетициях, так и на большинстве мировых премьер, исполненных именно этим оркестром, поэтому интерпретации ЗКР и Евгением Мравинским музыки композитора считаются наиболее стилистически точными. Сегодня Заслуженный коллектив России сохраняет репутацию одного из лучших в мире интерпретаторов музыки Шостаковича.

Фото: Евгений Юршин

30 мая на Дворцовой площади, в самом сердце Петербурга, прошел грандиозный праздник – Гала-концерт «Классика на Дворцовой». Посетителей ждал марафон классической музыки, при этом каждый из 26 номеров программы был дополнен визуальными 3D-шоу, великолепными костюмами и оригинальными хореографическими миниатюрами. Оперные звезды выступили с Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Артема Абашева.

Классика, бальные танцы, хип-хоп в сочетании с современными технологиями создали уникальное музыкальное пространство, в котором каждый из исполнителей смог проявить разные грани своего таланта. Главными героями вечера стали оперные звезды Раме Лахай (Балканы), Саннибой Дладла (ЮАР-Германия), Андрей Данилов (Россия-Германия), Алихан Зейналла (Казахстан), Ольга Пудова (Россия), Нина Миносян (Армения), Владислав Сулимский (Россия), Виктория Каркачева (Россия), Алина Черташ (Россия). В их исполнении прозвучали арии из всемирно известных опер и оперетт, неаполитанские песни, знаменитые эстрадные шлягеры, поп и рок хиты XX века. Весь вечер вместе с солистами на сцене выступал Концертный хор Санкт-Петербурга.

Фото: Руслан Шамуков

Танцевальные номера представили артисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона, семикратные чемпионы мира по танцевальному спорту команда «Вера» (Тюмень), чемпионы мира, серебряные призеры Чемпионата Европы, семикратные чемпионы России среди ансамблей по танцевальному спорту, танцевально-спортивный клуб «Дуэт» (Пермь), а также спортсмены Федерации спортивных танцев на колясках.

Фотографии из официальной группы проекта «Классика на Дворцовой».

30 мая в рамках XVIII Международного фестиваля «Музыкальная коллекция» в Петербурге выступил всемирно известный венгерский скрипач Кристоф Барати: вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Максима Алексеева музыкант исполнил Концерт для скрипки Иоганнеса Брамса. Во втором отделении прозвучали фрагменты из музыки балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского. Кристоф Барати – первый с 2022 года зарубежный музыкант экстра-класса, который выступил на сцене Петербургской филармонии, концерт Брамса он исполнил на скрипке, изготовленной Антонио Страдивари.

«Скрипка Страдивари – удивительное произведение искусства, которому уже больше 320 лет. Играть на таком инструменте – редкая привилегия, большая удача и настоящий подарок для музыканта, который становится частью ее истории. На концерте в филармонии я исполнил музыку Брамса, который не нуждается в представлении. Его Скрипичный концерт – одно из величайших сочинений для скрипки. Мне кажется, это самый «венгерский» концерт для скрипки, написанный не венгерским композитором. Эта музыка была вдохновлена другом Брамса – австро-венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом. Для меня это одно из величайших симфонических сочинений», – поделился Кристоф Барати.

После концерта музыкант оставил запись в «Золотой книге» филармонии: «Я испытал невероятные эмоции, исполняя Концерт Брамса с обладающим великой историей, чудесным Заслуженным коллективом России под управлением маэстро Алексеева! Я также должен упомянуть вдохновляющее чувство, подаренное мне Большим залом филармонии, очень теплый прием и внимательное слушание этой невероятной публики! Спасибо! Надеюсь вскоре вернуться!»

Фото: Анна Флегонтова

Победитель крупнейших международных конкурсов и обладатель престижных наград, Кристоф Барати сотрудничает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира, в их числе – Шарль Дютуа, Марек Яновский, Валерий Гергиев, Иван Фишер, Юкка-Пекка Сарасте. Дебютировав в 2016 году в Вербье на одном из ключевых мировых фестивалей, Кристоф Барати выступает в его программе ежегодно. В последние годы пробуя себя в амплуа дирижера, в сезоне 2023/2024 музыкант представил совместный проект с оркестром Concerto Budapest и Михаилом Плетневым в качестве солиста. Музыкант возглавляет кафедру скрипки Академии Листа в Будапеште, выступает художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки "Kaposfest".

XVIII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция», открывшийся 7 мая, в день рождения Чайковского, продлится до 3 июля, он станет финальным аккордом филармонического сезона 2024-2025. Слушателей ждут встречи с ярчайшими звездами академической музыки – Николаем Луганским, Борисом Березовским, Александром Раммом, Иваном Бессоновым, Ильей Папояном и другими известными музыкантами.

Фото: Анна Флегонтова

23 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, Петербургская филармония представила журналистам редкие концертные программы из архива Музыкальной библиотеки, многие из которых были показаны публике впервые. Сотрудники Музыкальной библиотеки продемонстрировали и уникальную печатную доску из коллекции первого директора филармонии, известного дирижера Эмиля Купера, с помощью которой была создана одна из архивных программ. Раритетные печатные материалы, оформленные такими выдающимися художниками своего времени, как Мстислав Добужинский, Иван Билибин и Александр Головин, раскрывают малоизвестные страницы истории Петербургской филармонии.

«Музыкальная библиотека Петербургской филармонии – одна из старейших музыкальных библиотек нашей страны, хранящая раритеты (отнюдь не только нотные), восходящие к XVII веку, как это ни покажется удивительным, поскольку и Придворный оркестр, и Дворянское собрание, в здании которого мы находимся, как вы понимаете, возникли гораздо позже, – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – История коллекции Музыкальной библиотеки – отдельный сюжет, связанный с историей российской и мировой культуры. Коллекция рассказывает нам не только о музыке, хотя в первую очередь, конечно, о развитии музыкального искусства в нашей стране – и в дореволюционное, и в послереволюционное время. Она рассказывает и о культуре, в том числе культуре печати, если угодно – подачи информации. В преддверии Дня славянской письменности и культуры мы решили показать великолепные образцы того, как подается информация о концертных программах, при этом отобрали программки концертов, связанных с различными историческими событиями».

Фото: Анна Флегонтова

«В собрании Музыкальной библиотеки “отложились” программы не только филармонические и предшествующей организации, то есть Придворного оркестра, но и других концертных организаций, – рассказал Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии. – Не стоит забывать, что с момента открытия в 1839 году Зала Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии), с ним была связана концертная жизнь Петербурга. Таким образом у нас сохранились программы учрежденного в 1859 году Русского музыкального общества, программы других концертных организаций – «Русских симфонических концертов» (так называемых Беляевских), симфонических концертов Сергея Кусевицкого, концертов Александра Зилоти, общедоступных концертов графа Александра Дмитриевича Шереметева и многих других. Сегодня мы хотели бы рассказать не столько о содержательной стороне программ, сколько об их художественной составляющей».

Специалист по выставочной деятельности Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии Маргарита Самойлова продемонстрировала собравшимся и прокомментировала концертные программки, связанные с важными вехами истории Придворного оркестра и российской истории в целом.

Фото: Анна Флегонтова

В частности, была показана программка концерта, состоявшегося в Зале Дворянского собрания 12 января 1903 года, оформленная Еленой Самокиш-Судковской. Этот благотворительный концерт в пользу пострадавших при землетрясении в Андижане стал первым в истории Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России) выступлением в Зале Дворянского собрания: в первые годы истории оркестр, учрежденный как Придворный, был подведомствен военному министерству, а потому выступал исключительно при дворе. Лишь в 1890-х годах, когда коллектив перешел в ведомство Императорских театров, начались его выступления на других эстрадах.

Собравшимся была продемонстрирована программка одного из Беляевских концертов, проиллюстрированная Иваном Билибиным, программка концерта Сергея Кусевицкого и созданного им симфонического оркестра, оформленная Мстиславом Добужинским: все семь сезонов петербургских выступлений оркестра, собранного в 1909 году в Москве, проходили в Дворянском собрании.

Отдельная коллекция – программки выступлений Придворного оркестра на других эстрадах: в Эрмитаже, Царском селе.

«Эти концерты – не совсем концерты, такие мероприятия назывались приёмами, – рассказывает Маргарита Самойлова. – Одно из таких интереснейших мероприятий состоялось в апреле 1908 года в Большом зале Большого Царскосельского дворца. Программка исполнена в двух форматах, первый – собственно программа концерта, второй – меню ужина, который состоится после. Чему же все это было посвящено? Открыв Книгу программ Придворного оркестра, читаем: “Концерт в День бракосочетания великой княжны Марии Павловны и принца Вильгельма Шведского”».

Обзор завершился представлением филармонических программок, оформленных Александром Головиным (напомним: Петроградская филармония, первая в стране, была основана в 1921 году для сохранения бывшего Придворного оркестра), а также печатной доски, с которой была отпечатана одна из этих программок.

«На что нужно обратить внимание – на разницу в подходах в составлении программок Придворного оркестра – и Государственного, филармонического оркестра (то есть того же коллектива после революции), – отмечает Маргарита Самойлова. – Программки Придворного оркестра содержат информацию о том, что будет исполнено – и только: фамилия автора, название сочинения. Для Петроградской филармонии программка – инструмент просвещения: человек не должен остаться в стороне от происходящего, он должен оказаться наполненным информацией о звучащих сочинениях, поэтому эти программки содержат по 60 страниц, и очень долго в советское время такой подход оставался популярным».

Вместе с тремя программками была продемонстрирована печатная доска из металла, с которой был напечатан тираж одной из этих программок: Павел Дмитриев рассказал, что предмет попал в Музыкальную библиотеку в 1980-е годы, когда ей был передан архив Эмиля Купера, выдающегося дирижера и первого директора Петроградской филармонии.

Фото: Стас Левшин

Петербургская филармония открыла продажи билетов на события масштабного Первого фестиваля старинной музыки «Барокко в белую ночь», который пройдет с 28 июня по 3 июля. Публику ждут «ночные» концерты в роскошных барочных интерьерах Малого зала, концерты-беседы и творческие мастерские ведущих специалистов в области исторически информированного исполнительства и старинных танцев.

Обширную музыкально-образовательную программу представят ассистенты-стажеры, выпускники и студенты Факультета старинного и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории – единственного в нашей стране отделения, где целенаправленно обучают исполнять старинную музыку в исторической манере. Ведущий концертов – известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Фестиваль проходит в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного Петербургской филармонией и Московской консерваторией в июне 2024 года. Тогда же, в начале июля, в Малом зале филармонии состоялось несколько концертов под названием «Барокко в белую ночь»: теперь этот опыт вырос в масштабный Первый фестиваль старинной музыки.

 

Фото: Анна Флегонтова

Основой программы фестиваля станут пять концертов (четыре из них – «ночные», с началом в 22 часа), которые пройдут в великолепных барочных интерьерах Малого зала филармонии.

Две программы, выдержанные в камерном формате, будут приурочены к 340-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха: 28 июня прозвучат сонаты композитора для виолы да гамба и облигатного клавесина (исполнители – восходящая звезда гамбового искусства Ангелина Николовска и клавесинистка Ирина Красная), 2 июля – Шесть сонат для скрипки и облигатного клавесина (исполнители – скрипачка Арина Минаева и клавесинистка Александра Винник).

В двух программах выступит барочный оркестр ФИСИИ «Rosarium», который под руководством выдающейся скрипачки Марины Катаржновой 29 июня исполнит музыку Георга Филиппа Телемана, а 1 июля представит программу «Струнные редкости» из сочинений Георга Фридриха Генделя, Чарльза Ависона, Алессандро и Доменико Скарлатти.

Финальным аккордом фестивальной программы станет эффектный «Вечер старинной музыки и танца» 3 июля, который объединит консорт блокфлейт ФИСИИ под руководством Алексея Шеина и студентов класса старинного танца Наталии Кайдановской. Популярные мелодии далеких эпох в изобретательной современной аранжировке будут сопровождать барочные танцы — воссозданные со всей тщательностью, костюмные, зрелищные и увлекательные.

Уникальной особенностью фестиваля станет возможность прямого контакта публики с артистами. Встречи с музыкантами в формате беседы-концерта позволят получить эксклюзивную информацию о старинном искусстве и узнать больше о творчестве молодых артистов. Каждая из четырех дневных бесед-концертов тематически предваряет одну из вечерне-ночных фестивальных концертных программ.

Важная часть фестивальной программы – образовательная: петербургскую публику и петербургских музыкантов, желающих получить бесценный практический опыт погружения в искусство исторически информированного исполнительства, ждут двенадцать творческих мастерских, на которых лучшие наставники ФИСИИ познакомят с секретами интерпретации в исторической манере скрипичной и клавирной музыки Баха, расскажут об особенностях исполнительства на блокфлейте в музыке Ренессанса и барокко, познакомят со старинными танцами и танцевальной нотацией. Билеты продаются как на отдельные встречи, так и на полный курс.

Барочная музыка в белые ночи – новый культурный опыт для Санкт-Петербурга, города, в котором стиль барокко воплощен во всем его архитектурном великолепии.

Подробная программа Первого фестиваля старинной музыки «Барокко в белую ночь» размещена на официальном сайте Петербургской филармонии.

Фото: Анна Флегонтова

15 000 человек посетили события Петербургской филармонии во время акции «Ночь музеев». Главным героем мероприятия стал Дмитрий Шостакович: в этом году филармония отмечает 50-летие присвоения имени композитора. С 6 часов вечера до 6 утра в исполнении ведущих музыкальных коллективов Петербурга гостей Большого зала филармонии ждали концерты, раскрывающие разные грани творчества великого композитора. В течение четырех часов музыкальной программы в Бетховенском фойе Большого зала проходили тематические викторины и конкурсы, посвященные жизни и творчеству Дмитрия Шостаковича. Также все желающие могли примерить образ композитора в специальной фотозоне. Программа в Малом зале филармонии продолжалась с 18 до 23 часов, «героями» этих концертов стали герои самой истории культуры: образы, определившие облик разных жанров, стилей и эпох.

«Шостакович и филармония», «Шостакович и джаз», «Шостакович и спорт», «Шостакович и кино», «Шостакович и память», «Шостакович и песня», «Шостакович и Шопен» и «Шостакович и Бах (Dsch – Bach)» – все эти темы нашли отражение в программах, всю ночь звучавших в Большом зале филармонии. В течение «Ночи музеев» в Большом зале выступили Симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Симфонический оркестр Средней специальной музыкальной школы Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова под управлением Аркадия Штейнлухта, Симфонический оркестр «Таврический» под управлением Михаила Голикова (солировал Илья Папоян), Симфонический оркестр Музыкального училища имени М.П. Мусоргского под управлением Юрия Серова, Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» под управлением Александра Канторова, Камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа, Хоровая коллегия Санкт-Петербурга под управлением Николая Романова, известный пианист Николай Мажара и органистка Мария Коронова.

Фото: Анна Флегонтова

Обыгрывая тему героев, лейтмотив «Ночи музеев» этого года, Петербургская филармония провела тематические концерты в Малом зале: «Герои в опере. Вокальный вечер», «Романтический герой. Фортепианный вечер», «Посвящение герою. Вечер камерной музыки», «Герои мифов» и «Герои времени и время героев».

«Слушали у вас 5 концертов. И каждый год ходим в Ночь музеев именно к вам. Спасибо большое организаторам!», – делятся впечатлениями посетители в официальных социальных сетях филармонии.

Помимо ярких концертов, гости «Ночи музеев» приняли участие в разнообразных конкурсах и викторинах, призы для победителей которых предоставили спонсоры Петербургской филармонии: банк ВТБ, Ростелеком, напитки Greenfield и Jardin, РИВ ГОШ. Восемь игровых станций расположились в Бетховенском фойе: гости филармонической «Ночи музеев» участвовали в музыкальной шараде, угадывали фильмы, к которым Дмитрий Шостакович написал музыку, сравнивали сочинения знаменитого композитора с произведениями классиков мировой музыки, знакомились с невероятными фактами жизни Шостаковича, проходили виртуальную экскурсию по филармонии в очках дополненной реальности, предоставленных компанией «Ростелеком», получали предсказания из писем композитора. Один из спонсоров филармонии – РИВ ГОШ – познакомил гостей с новой коллекцией ароматов Different Ego. Особой точкой стала фотозона, в которой все желающие могли примерить на себя образ Дмитрия Шостаковича и сфотографироваться с композитором.

«Я постарался перенять настроение молодого композитора на фотографии и всего за несколько минут съемки перенесся во времена своей юности и наполнился любовью к музыке», – рассказал один из участников акции.

Все фотографии размещены в специальном альбоме группы филармонии ВКонтакте. Участник, чья фотография наберет наибольшее количество лайков, получит дополнительный приз.

Следить за новостями также можно в официальном телеграм-канале Петербургской филармонии.

В новом концертном сезоне Петербургская филармония посвящает 50-летию присвоения имени композитора абонемент «(Не)Знакомый Шостакович».

Программа литературного вечера 7 ноября 1943 года

Без пронзительных строк и спокойного, низкого голоса «блокадной Мадонны» невозможно представить жизнь осажденного города. Именно ее слова «Никто не забыт, ничто не забыто» стали одним из важнейших военных рефренов.  Ежедневно Ольга Берггольц вела передачи на Ленинградском радио, писала стихи, передавала новости. Страшная смерть близких, несправедливые обвинения, обстрелы и истощение – ничто не могло сломить поэтессу, чье имя навсегда связано с Ленинградом. Берггольц присутствовала при исполнении Седьмой симфонии, принимала участие в поэтических вечерах в филармонии, оставив заметный след в истории и культуре города с непростой, но великой судьбой.

«Я никогда героем не была, не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила», – эти знаменитые строки Ольги Берггольц как нельзя лучше характеризуют жизнь и творчество одной из самых известных поэтесс ХХ века. Ее голос проникал в холодные, квартиры ленинградцев, в которых продолжало звучать радио.

Для жителей города радио стало не просто основным источником информации. Артисты, музыканты, поэты и писатели ежедневно выходили в эфир, и из каждого репродуктора уверенно звучали их голоса. Отрывки из книг, стихи, радиоспектакли и, конечно, сводки новостей быстрее всего достигали слушателей именно благодаря радиоволнам. «Радио пусть говорит. Без него страшно, без него, как в могиле. Мы выдержим, но пусть радио не молчит. Если нет возможности говорить, пусть звучит метроном», – писали в редакцию ленинградцы.

О. Берггольц, М. Шостакович и Симфонический оркестр Филармонии 8 мая 1970 года

Одной из главных любимиц жителей Ленинграда была Берггольц. Ее стихи, рожденные в осажденном городе, точно соответствовали тому, что чувствовали горожане.  При этом жизнь Ольги Берггольц никогда не была простой: до войны она была арестована по сфабрикованному делу и после страшных допросов в НКВД потеряла еще не рожденного ребёнка. Пережив страшную трагедию, поэтесса не отказалась от своего главного принципа – быть правдивой во всём, за что неоднократно попадала в опалу. Своеобразным девизом Ольги Берггольц стала строка их стихотворения: «И даже тем, кто все хотел бы сгладить в зеркальной, робкой памяти людей, не дам забыть, как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». И за это ее особенно ценили многие поколения ленинградцев. Предельно честные воспоминая Берггольц оставила в своих дневниках, которые при ее жизни не были опубликованы. Впервые дневники Ольги Берггольц увидели свет только в 2010 году. Они стали бесценным материалом для историков и литературоведов.

Берггольц жила с другими сотрудниками блокадного радио в подвале здания Радиокомитета. Поэтесса обладала удивительной возможностью пробуждать в душах свет своими стихами и продолжать диалог с измученным, но непокоренным городом.

В дневнике поэтессы сохранилась запись: «Какая-то страшная пожилая женщина говорила мне: <<…>> Вот вчера – я лежу, ослабшая, дряблая, кровать моя от артстрельбы трясется, – я лежу под тряпками, а снаряды где-то рядом, и кровать трясется, так ужасно, темно, и вдруг опять – слышу ваше выступление и стихи… И чувствую, что есть жизнь».

О том, что жизнь и будущее у ленинградцев действительно есть, и скоро всё вернется на круги своя было доверено сообщить именно Ольге Берггольц: «Ленинградцы, дорогие соратники, товарищи, друзья! Блокада прорвана!..»

Конечно, «блокадная муза», как ее называли, не только вела эфиры на радио.  Она выступала в театрах, в госпиталях, клубах, в цехах, была комиссаром своего дома, за мужество и доблесть Берггольц была удостоена медали «За оборону Ленинграда». А еще, как и многие ленинградцы, Берггольц приходила в Большой зал филармонии, чтобы вновь услышать музыку. Судьба легендарной поэтессы не могла не переплестись с событиями, которые проходили в не менее легендарной филармонии: Ольга Берггольц присутствовала на знаменитой блокадной премьере Седьмой симфонии Шостаковича. Об этом концерте поэтесса вспоминала:

«Мгновение полной тишины, и вот – началась музыка. И мы с первых тактов узнали в ней себя и весь свой путь, всю уже тогда легендарную эпопею Ленинграда: и наступающую на нас страшную, беспощадную, враждебную силу, и наше вызывающее сопротивление ей, и нашу скорбь, и мечту о светлом мире, и нашу несомненную грядущую победу. И мы, не плакавшие над погибающими близкими людьми зимой, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных, горючих слез, и мы не стыдились их…»

Впервые поэтесса выступила на сцене Большого зала в мае 1943 года, снова появившись в знаменитом зале уже в ноябре того же года. Также Берггольц была участницей литературных вечеров в 1946, 1947 и 1951 годах. Сохранилось свидетельство, что в ноябре 1954-го поэтесса читала свои стихи в Малом зале имени Глинки. Писатель Александр Крон в своих воспоминаниях описывал еще одно появление Ольги Берггольц в Ленинградской филармонии. Спустя двадцать пять лет со дня снятия блокады в Большом зале проходил концерт писателей–участников героической обороны Ленинграда. С особым нетерпением зрители ждали выход Берггольц, но она в то время находилась в больнице. И, всё же, поэтесса решилась прийти. «Всех выступавших принимали очень тепло, но настоящую овацию всего зала вызвало появление на эстраде запоздавшей к началу Ольги Берггольц. Она была не одна, рядом с ней шел явно смущенный своим появлением перед переполненным залом человек в темной пиджачной паре – это был фельдшер из больницы, Ольгу отпустили под его личную ответственность, и в течение всего вечера он сидел с нею рядом, стараясь быть как можно более незаметным. <<…>> Ольге аплодировали стоя, кричали ‘’спасибо!’’».

Эта удивительная способность Берггольц ставить интересы других выше собственных, чувствовать нерв времени и правдиво передавать увиденное сделали поэтессу главным голосом Ленинграда. «Она, сама того не понимая, стала живой легендой, символом стойкости, – писал Михаил Дудин, –  и ее голос был для ленингpадцeв кислородом мужества и уверенности и мостом, перекинутым через мертвую зону окружения, он помогал соединять пространства и души в один общий порыв, в одно общее усилие».

Вспоминая Ольгу Берггольц сегодня, мы делимся ее редкой фотографией из архива Петербургской филармонии, на которой поэтесса изображена с Максимом Шостаковичем и оркестрантами Блокадного оркестра (Симфонического оркестра Филармонии), сделанной в Голубой гостиной после исполнения Седьмой симфонии 8 мая 1970 года, и рукописной программой литературного вечера 7 ноября 1943, в котором поэтесса принимала участие.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»