Василиса Бержанская в Большом зале, 2023 год. Фото Стас Левшин

26 декабря в Большом зале Петербургской филармонии выступит звезда мировой оперы Василиса Бержанская. С Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением одного из самых именитых российских музыкантов Александра Рудина певица исполнит шедевры Россини, Беллини и Доницетти. В исполнении оркестра также прозвучат инструментальные фрагменты из опер этих итальянских композиторов, программу второго отделения составят симфонические шедевры Чайковского, связанные с Италией – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Итальянское каприччио.  

«Эта программа есть то, чем я горю и что мечтаю исполнять все больше, – говорит Василиса Бержанская, – Выступать с этим репертуаром для меня большое наслаждение и большое счастье. Несколько лет назад в России появился ажиотаж на барокко. Я надеюсь, что похожее произойдет и с бельканто. К сожалению, в настоящее время этому репертуару не уделяют достаточно внимания».

В исполнении певицы прозвучат Каватина и кабалетта Нормы (знаменитая «Casta diva») из одноименной оперы Винченцо Беллини, ария Амины из его же оперы «Сомнамбула», ария Семирамиды из одноименной оперы Джоаккино Россини, Финальная сцена из оперы «Анна Болейн» Гаэтано Доницетти. 

Василиса Бержанская дебютировала на сцене Большого зала Петербургской филармонии год назад, в программе международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Тогда петербургская критика писала о присущих певице «виртуозных сверхвозможностях, владении диапазоном в несколько октав, пространством и временем звука, способного ускорять и замедлять сердцебиение слушателей».

Певице рукоплещет публика таких знаменитых театров, как Метрополитен-опера, Ла Скала, Ковент-Гарден, Венская государственная опера, выступления меццо-сопрано украшают программы Россиниевского фестиваля в Пезаро, Зальцбургского оперного фестиваля, фестивалей Экс-ан-Прованс, Арена ди Верона.

В числе дирижеров, с которыми сотрудничала певица, такие именитые маэстро, как Альберто Дзедда, Марис Янсонс, Александр Ведерников, Зубин Мета, Владимир Федосеев, Даниэле Гатти.

Василиса Бержанская – лауреат Национальной оперной премии «Онегин», премии фонда Елены Образцовой, Российской оперной премии “Casta diva”, международной оперной премии International Opera Awards.

Фото: Анна Флегонтова

21 декабря в Большом зале Петербургской филармонии на фестивале «Площадь Искусств» дебютировала виолончелистка Мария Зайцева – победительница XVII Международного конкурса имени Чайковского (II премия) и триумфатор престижного, крупнейшего в Германии конкурса ARD (Мюнхен, 2024), на котором исполнительница получила не только первую премию но и пять специальных призов, в том числе приз зрительских симпатий и приз Мюнхенского камерного оркестра.

С Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса Мария Зайцева исполнила Виолончельный концерт Элгара. Также в этот вечер в исполнении оркестра прозвучали Вступление и «Смерть Изольды» из знаковой оперы Вагнера «Тристан и Изольда», ставшей поворотной для истории музыкального искусства, и Первая симфония Сергея Рахманинова, в судьбе которой Зал Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) сыграл ключевую роль. 

В программе Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» Мария Зайцева выступила впервые, однако сцена Большого зала Петербургской филармонии ей уже знакома: в 2023 году, во время финального тура XVII Международного конкурса имени Чайковского, выступление здесь принесло виолончелистке II премию на одном из самых престижных мировых музыкальных состязаний.

 
Фото: Анна Флегонтова

Особенным значением в программе концерта обладает Первая симфония Сергея Рахманинова.

Первое ее исполнение состоялось в 1897 году в этих стенах – в зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии) – и прошло настолько неудачно (ключевую роль в этом несчастливом сюжете, судя по отзывам современников, сыграл дирижер), что повергла Рахманинова в глубокий творческий кризис: в течение нескольких лет он не мог сочинять. Симфония оставалась неизданной, а партитура считалась утраченной. 

Но как зал филармонии стал соавтором провала, так стал он соавтором и даже инициатором возвращения этой музыки к жизни.

«Именно благодаря Ленинградской филармонии это сочинение было восстановлено, – рассказал на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии, – Инициатива восстановления принадлежит бывшему художественному руководителю Ленинградской филармонии Александру Оссовскому. В 1944 году, ровно 80 лет назад, он нашел в Беляевском архиве в консерватории оркестровые голоса, по которым и была восстановлена партитура и с тех пор мы имеем возможность это сочинения слышать. Именно его выбрал для своей программы на фестивале главный дирижер Академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис».

 
Фото: Стас Левшин

20 декабря в Большом зале Петербургской филармонии выступил один из старейших симфонический коллективов страны – Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Под управлением Александра Лазарева прозвучала монументальная «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса и Первый фортепианный концерт Шопена, солистом выступил победитель множества престижных конкурсов, в том числе «Классического Евровидения», пианист Иван Бессонов. Концерт вошел в афишу XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Он состоялся в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».

«Появление “Альпийской симфонии” – гигантского симфонического полотна – в афише фестиваля неслучайно, – рассказал на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии, – Поводом к ее исполнению стала двойная круглая дата – 160-летие со дня рождения Рихарда Штрауса и 75-летие со дня его смерти». 

 

«Альпийская симфония» (1915) – последний опыт композитора в жанре симфонической поэмы, одновременно он остался в истории музыки и одним из последних сочинений великой, восходящей к Бетховену романтической традиции.

Многое свидетельствует об «итоговости» этой музыки – роскошная, до избыточности, оркестровка (в партитуру включены ветряная и громовая машины!), непрерывная вязь ассоциаций с великими сочинениями XIX века, а главное – необычный для симфонического жанра созерцательно-повествовательный тон музыки. От первых до последних нот симфония – это история начинающегося с рассветом подъема в Альпы и возвращения домой с наступлением ночи; композитор оставил в партитуре подробные указания, по которым мы можем без труда проследить этот путь – мимо водопада, цветочного луга и высокогорного пастбища, сквозь туман и грозу. Существует и метафорический взгляд на содержание этой музыки, согласно которому слушателям в звуках являются события человеческой жизни.

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов, Евгений Светланов, Василий Синайский, Марк Горенштейн, Владимир Юровский, Василий Петренко. В 2005 году коллективу было присвоено имя выдающегося интерпретатора русской музыки, дирижера Евгения Светланова.

Александр Лазарев – один из крупнейших российских дирижеров, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР. Музыкант сотрудничает с такими оркестрами, как Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Концертгебау, лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции. Дирижер выступал с труппами Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), парижской Опера Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы.

Фото: Анна Флегонтова

20 декабря в Малом зале Петербургской филармонии известный музыкант Гайк Казазян исполнил программу для скрипки соло: прозвучали сочинения Баха, Изаи, а также каприсы Паганини и «Паганиниана» Мильштейна. Концерт, объединивший произведения из репертуара одного из крупнейших скрипачей XX века Леонида Когана, был посвящен 100-летию со дня его рождения, он прошел в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»

19 декабря в Музитории филармонии состоялась также посвященная дате презентация книги «Леонид Коган. Письма»: ее представила и рассказала об истории создания автор-составитель, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. 

«Нынешний фестиваль “Площадь Искусств” посвящен 25-летию со дня основания, и, хотя имени Юрия Темирканова в его посвящении нет, но, конечно, Маэстро незримо присутствует во многих чертах основанного им фестиваля, прежде всего – в его в программах, в репертуаре в целом», – отметил на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии.

 

Связь фестиваля с личностью его основателя – не только в репертуарных решениях, но и в посвящениях концертов: 19 декабря Заслуженный коллектив России под управлением Александра Сладковского исполнил Третью симфонию Густава Малера, солисткой выступила Ольга Бородина – концерт прошел с посвящением памяти Мариса Янсонса, выдающегося дирижера, чья творческая биография теснейшим образом связана с Большим залом Ленинградской филармонии, музыканта, входившего, по выражению Евгения Петровского, в ближний круг маэстро Темирканова.

Посвящение концерта 20 декабря 100-летию со дня рождения Леонида Когана – также не только чествование большого музыканта в связи с юбилейной датой, но и дань памяти исполнителю, также многократно выступавшему в Ленинградской филармонии, в том числе – и с оркестром под управлением Юрия Темирканова.

 

Леонид Коган дебютировал в Большом зале Ленинградской филармонии в 1944 году: исполнил Концерт Глазунова с Заслуженным коллективом Республики под управлением Бориса Хайкина, а через две недели – Концерт Брамса, дирижировал Карл Элиасберг.

Позже, после победы на Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 году, с обретением международной известности, он продолжал выступать в Ленинграде почти каждый сезон. С филармоническими оркестрами в исполнении Леонида Когана звучали Концерты Баха, Вивальди и Моцарта, Бруха, Брамса и Бетховена, Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна. Среди дирижеров, с которыми скрипач выступал в Большом зале, – Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Арвид Янсонс, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. 

Полная биография Леонида Когана в ее связи с Ленинградской – Петербургской филармонии размещена на сайте «Столетие филармонии».

Фото: Михаил Вильчук

18 декабря в Большом зале Петербургской филармонии выступили Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра: концерт прошел в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Прозвучали шедевры австро-немецкой музыки – Третий фортепианный концерт Бетховена, солистка –  Клаудиа Янг, и Пятая симфония Густава Малера. 

Предыдущий концерт дирижера и оркестра в Большом зале филармонии состоялся год назад: в декабре 2023 года они вернулись на эту сцену после десятилетнего перерыва чтобы выступить на XXIII Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств», посвященном памяти Юрия Темирканова. 

 
Фото: Михаил Вильчук

«Прежде всего, для меня это – великий зал, в котором я, тогда еще девятнадцатилетний студент, новичок, новый ленинградец, услышал десятки, а может, и сотни по-настоящему великих концертов в исполнении великих оркестров, великих дирижеров, великих солистов, – рассказал Валерий Гергиев, – Сегодняшний концерт для меня – одно из многочисленных наших посвящений памяти Юрия Хатуевича Темирканова. И в Большом, и в Мариинском театре прошли его спектакли, незабываемые постановки – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Юрия Хатуевича нет с нами вот уже больше года. Он – мой единственный в жизни наставник и руководитель. Именно он меня пригласил тогда еще студентом – в Кировский-Мариинский театр: тогда я еще не знал, что мне предстоит всю свою жизнь связать с этим замечательным и прославленным коллективом. Так получилось, что его приглашение стало главным, чтобы не сказать – единственным приглашением, которое тогда могло многому меня научить и дать мне реализовать огромные желания, которые тогда были не только у меня в душе и сердце, потому что много музыкантов учились тогда в Ленинграде и Москве, но мне повезло чуть больше, чем другим».

 
Фото: Анна Флегонтова

19 декабря в Большом зале Петербургской филармонии рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением одного из самых востребованных российских дирижеров Александра Сладковского прозвучала Третья симфония Густава Малера, сольную партию исполнила обладательница Grammy, звезда мировой оперы Ольга Бородина. Филармония посвятила этот концерт памяти Мариса Янсонса. Всемирно признанный дирижер, чей профессиональный путь начинался в Большом зале Ленинградской филармонии и долгие годы теснейшим образом был с ним связан, ушел из жизни пять лет назад. Участие в концерте приняли Хоровая коллегия Санкт-Петербурга и Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга.

 

«Огромное счастье выступать с Заслуженным коллективом России на фестивале, основанном Юрием Темиркановым – ведь именно на его концерте в Большом зале Московской консерватории я решил, что попробую стать дирижером, тогда мне было 13 лет. И очень важно посвятить этот концерт памяти выдающегося дирижера, выдающегося музыканта, выдающегося человека Мариса Янсонса, – рассказал Александр Сладковский, – Для меня это абсолютно историческое событие – приезд в Петербург – город, в котором я вырос как дирижер: и учился здесь, и имел счастье наблюдать в самом зените Юрия Темирканова с его удивительным оркестром, и Мариса Янсонса, которому мне довелось ассистировать, и огромное количество других выдающихся дирижеров. 

В 1999 году был Конкурс имени Прокофьева, за лауреатство на нем я получил специальный приз – концерт с Заслуженным коллективом России. Я дирижировал тогда «Франческу да Римини» Чайковского: это было очень дерзко с моей стороны, потому что в оркестре продолжали работать музыканты, которые исполняли эту музыку еще с Евгением Александровичем Мравинским… И вот, спустя 25 лет, я вновь выхожу к этому оркестру…

Для меня Марис Янсонс – это человек-легенда, настоящий рыцарь музыкального искусства: педантичный, невероятно дисциплинированный, очень требовательный, он добивался потрясающего звучания. Если можно дирижированию учиться, то, конечно, только наблюдая за работой таких мастеров. Как человек он был невероятно открыт, очень доброжелателен, он любил людей».

 

«С этим восхитительным залом связана вся моя жизнь, в которой ему принадлежит особое место. Он стал моим вторым домом, подарив мне прекрасную музыку, интересные встречи и радость дирижирования», – написал в «Золотой книге» Петербургской филармонии Марис Янсонс.

Выбор симфонии для памятного концерта обусловлен огромным значением, которым обладала музыка Густава Малера для Мариса Янсонса. 

Третья симфония – грандиозное симфоническое полотно, которое Малер называл своим «самым зрелым и своеобразным сочинением». Он писал: «Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться к Богу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»