Фото: Dong Tianye

25 июня Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии (ЗКР) под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева выступил в Шанхайском центре восточного искусства: в рамках тура, проходящего под знаком 50-летия со дня смерти Дмитрия Шостаковича, прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония композитора. В программу также вошел Первый фортепианный концерт Прокофьева, солист – Даниил Харитонов.

Перед концертом китайским слушателям была представлена выставка «Дмитрий Шостакович и Ленинградская филармония: история в лицах, фактах и документах», подготовленная филармонией по просьбе китайской стороны, в нее вошли уникальные исторические фотоматериалы из фондов филармонической Музыкальной библиотеки, куратор выставки – Ирина Родионова. Также китайской публике была представлена лекция о связи Дмитрия Шостаковича с Ленинградской – Петербургской филармонией и ее прославленным оркестром, которую прочла петербургский музыковед, один из авторов digital-проекта «Столетие филармонии» Ольга Радвилович: лекция собрала около 250 слушателей.

26 и 27 июня Заслуженный коллектив России выступит в Пекине, 29 июня гастроли завершатся концертом в Ухане.

Генеральный партнер гастрольного тура Заслуженного коллектива России – банк ВТБ.

Лекция Ольги Радвилович

«Наше турне посвящено пятидесятилетию со дня смерти великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мы исполняем очень непростую как для оркестра, так и для публики – ведь мы совместно сопереживаем – Седьмую симфонию. Но не стоит забывать, что этой великой партитурой наследие композитора не ограничивается: он написал пятнадцать симфоний, и остальные четырнадцать не менее великие, это золотой фонд всемирной культуры», – отмечает главный дирижер Петербургской филармонии, народный артист России Николай Алексеев.

Музыка Дмитрия Шостаковича – неотъемлемая и важная часть концертной жизни Петербургской филармонии, носящей имя композитора. В уходящем концертном сезоне Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполнил в Петербурге Восьмую симфонию, следующий концертный сезон Петербургской филармонии оркестр и дирижер традиционно откроют 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича исполнением его музыки: солировать в Сюите на стихи Микеланджело Буонарроти будет Борис Пинхасович.

В уходящем концертном сезоне в Большом зале филармонии прошли концерты абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», в следующем публике предложен абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», концертные циклы филармония посвящает 50-летию со дня ухода из жизни композитора и присвоения филармонии его имени.   

«Специальным проектом к выступлению оркестра в Шанхае стала выставка "Дмитрий Шостакович и Ленинградская филармония: история в лицах, фактах и документах". Представленные на ней  архивные афиши, программки, фотографии, визуализируют неразрывную связь Шостаковича и филармонии, которая получила его имя ровно 50 лет, сразу после ухода композитора из жизни, — рассказывает Ольга Радвилович. — Среди материалов — афиши дебютов юного Шостаковича как пианиста и как композитора, многочисленные совместные фото Дмитрия Шостаковича и Евгения Мравинского. Отдельный раздел выставки посвящен истории Седьмой "Ленинградской" симфонии — ее новосибирской и легендарной блокадной премьерам. Шостаковича вместе с мамой (за кулисами) и вместе с сыном (на сцене), вместе с великими музыкантами Давидом Ойстрахом и Святославом Рихтером можно увидеть на стендах, посвященных Малому залу филармонии Ленинграда/Петербурга. Завершают выставку гастрольные афиши Заслуженного коллектива России разных лет — из Лондона, Нью-Йорка, Милана, Осаки, городов Китая: музыку Шостаковича оркестр исполнял по всему миру — и при жизни композитора, и сегодня».

До начала гастролей Николай Алексеев отмечал, что изначально в планах оркестра на этот сезон турне по Китаю не было: «Но, поскольку в этом году исполняется 50 лет со дня смерти Дмитрия Шостаковича, и его музыка звучит на лучших мировых сценах особенно часто, президент одного из ключевых китайских концертных агентств Wu Promotion, господин Джиантонг Ву, обратился к нам как к единственному в мире оркестру, обладающему уникальным, своего рода аутентичным опытом исполнения музыки Дмитрия Дмитриевича».

Во всех городах тура Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполняет знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича и Первый фортепианный концерт Прокофьева, солист – Даниил Харитонов. На первом концерте в Пекине 26 июня прозвучит эта же программа, во второй вечер, 27 июня, оркестр исполнит Шестую симфонию Шостаковича и Первый фортепианный концерт Чайковского.

Гастроли начались 21 июня выступлением в Гуанчжоу, 22 июня, в День памяти и скорби, Заслуженный коллектив России и Николай Алексеев исполнили Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, написанную во время войны и ставшую символом мужества, в Шэньчжэне.

Судьба Дмитрия Шостаковича связана с историей Заслуженного коллектива России неразрывно: именно этот оркестр осуществил мировые премьеры большинства симфонических сочинений композитора. Шостакович присутствовал как на репетициях, так и на большинстве этих премьер, был связан дружбой с легендарным дирижером Евгением Мравинским, который возглавлял Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, посвятил ему Восьмую симфонию. В 1975 году, после смерти Дмитрия Шостаковича, его имя было присвоено Ленинградской филармонии.

Именно ЗКР (тогда носивший другое название) 12 мая 1926 года осуществил мировую премьеру Первой симфонии Шостаковича: она прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии, с этого концерта началась мировая слава композитора.

Симфонии Шостаковича, вошедшие в программу китайского тура, также связаны с легендарным оркестром: в 1939 году ЗКР под управлением Евгения Мравинского осуществил первое исполнение Шестой симфонии. Исполнение оркестром и дирижером Седьмой «Ленинградской» симфонии – одного из главных сочинений академической музыки времен Великой Отечественной войны – было не первым в ее истории, но стало одним из главных для композитора: он специально прилетел в Новосибирск, где ЗКР и Евгений Мравинский находились в эвакуации, и присутствовал как на репетициях, так и на исполнении сочинения.

Выставка «Дмитрий Шостакович и Ленинградская филармония: история в лицах, фактах и документах» представила китайским слушателям архивные материалы – от программок того вечера 1926 года, когда в Большом зале прозвучала мировая премьера Первой симфонии композитора, до фотографий последних визитов Шостаковича в Большой зал. Выставка создана совместно с генеральным партнером гастрольного тура Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии — банком ВТБ.

Фото: Стас Левшин

30 июня в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр завершит первый сезон, прошедший под руководством Димитриса Ботиниса – художественного руководителя и главного дирижера коллектива. Прозвучат шедевры мировой музыки: Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта и «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, для исполнения которой требуется грандиозный состав оркестра и необычные музыкальные инструменты. Одним из важных событий вечера станет дебют на сцене Большого зала пианиста Константина Емельянова – лауреата многочисленных конкурсов, в том числе – Международного конкурса имени Чайковского.

Оба сочинения программы стали итоговыми: Концерт № 27 завершает блестящую череду концертов Моцарта, а «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса является последним опытом композитора в симфоническом жанре и одновременно одним из последних сочинений великой романтической традиции, восходящей к Бетховену.

Многое свидетельствует об «итоговости» этой музыки – например, роскошная, до избыточности, оркестровка: Рихард Штраус включил в партитуру такие экзотические инструменты, как гром-машина, ветряная машина, альпийские колокольчики. В исполнении задействованы и такие нечасто встречающиеся в симфонических сочинениях инструменты, как орган, геккельфон, вагнеровские тубы.

Фото: Стас Левшин

Расширенного инструментария потребовала художественная идея сочинения: от первых до последних нот симфония – это история начинающегося с рассветом подъема в Альпы и возвращения домой с наступлением ночи. Композитор оставил в партитуре подробные указания, по которым можно без труда проследить этот путь: мимо водопада, цветочного луга и высокогорного пастбища, сквозь туман и грозу. Существует и метафорический взгляд на содержание этой музыки, согласно которому слушателям в звуках являются события человеческой жизни.

О назначении одного из самых ярких дирижеров нового поколения Димитриса Ботиниса художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии было объявлено в мае 2024 года.

Одним из лучших российских симфонических коллективов, Академический симфонический оркестр работал без главного дирижера с 2018 года, когда Александр Дмитриев, возглавлявший оркестр с 1977 года, принял решение оставить свой пост: маэстро был удостоен почетного пожизненного титула дирижера-лауреата коллектива. C 1968 по 1976 год оркестр возглавлял Юрий Темирканов.

«Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось, чтобы она была живая, красочная и – энергичная», – отмечал Димитрис Ботинис в сентябре 2024 года, перед официальным открытием первого сезона в новом статусе.

30 сентября коллектив и дирижер открыли первый совместный сезон исполнением Симфонических танцев Рахманинова и Симфонии-концерта для виолончели с оркестром Прокофьева, солировал Александр Рамм.

В течение сезона 2024-2025 Академический симфонический оркестр и Димитрис Ботинис представили публике такие масштабные партитуры, как Десятая симфония Шостаковича (3 ноября, во втором отделении прозвучал Концерт № 20 Моцарта, солист – Дмитрий Шишкин), Первая симфония Рахманинова (21 декабря, в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», прозвучали также Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда» Вагнера и Виолончельный концерт Элгара, солистка – Мария Зайцева), Четвертая симфония Малера и Скрипичный концерт Берга (16 февраля, солисты – сопрано Анна Денисова и скрипач Никита Борисоглебский); Четвертая симфония Прокофьева (16 мая, прозвучал также Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – Алексей Мельников).

Одним из наиболее значимых событий филармонического сезона стал концерт 10 мая, ставший одновременно кульминацией обширной концертно-выставочной программы, подготовленной Петербургской филармонией к 80-летию Победы: в этот вечер Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича была исполнена сводным оркестром, объединившим Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии и Новосибирский академический симфонический оркестр – коллективы, возглавляемые Димитрисом Ботинисом. 22 июня два оркестра вновь объединились под управлением дирижера, чтобы исполнить Седьмую симфонию уже в Новосибирске.

Следующий сезон Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии откроет под управлением Димитриса Ботиниса 28 сентября: прозвучат симфоническая медитация «Забытые приношения» Мессиана, сюита из балета «Жар-Птица» Стравинского и Первый фортепианный концерт Равеля, солист – Николай Луганский.

В числе программ, входящих в филармонические абонементы, на сезон 2025-2026 в исполнении оркестра и дирижера к настоящему моменту анонсированы: Первая симфония Малера и Скрипичный концерт Мендельсона (9 ноября, солист – Гайк Казазян. В рамках абонемента «Академический симфонический оркестр филармонии»), Седьмая симфония Прокофьева, музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, Скрипичный концерт Глазунова (24 января, солист – Никита Борисоглебский. Абонемент «Популярная классика»), Девятая симфония Шуберта и фантастические вариации на тему рыцарского характера «Дон Кихот» Рихарда Штрауса (22 февраля, солисты Борис Андрианов и Даниил Меерович. Абонемент «Академический симфонический оркестр филармонии»), Первый фортепианный концерт Брамса и Виолончельный концерт Элгара (10 апреля, солисты – Илья Папоян и Александр Рамм. Абонемент «Филармония и Дом музыки»), Вторая симфония Рахманинова и Альтовый концерт Губайдулиной (22 мая, солист – Илья Тарасенко, ведущий – Ярослав Тимофеев. Абонемент «Классика. Новое»).

Димитрис Ботинис – победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса симфонических дирижеров имени Антонио Педротти (Италия, 2006), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). В 2021 году стал лауреатом Премии Президента России для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность. Полная официальная биография дирижера размещена на официальном сайте Петербургской филармонии.

Фото: Михаил Афансьев

22 июня, в День памяти и скорби, в Новосибирске, в Государственном концертном зале имени А.М. Каца, Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича прозвучала в исполнении сводного коллектива: к музыкантам Новосибирского академического симфонического оркестра присоединились артисты Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии – именно этот коллектив 9 августа 1942 года осуществил легендарную блокадную премьеру симфонии в Ленинграде. Сочинение прозвучало под управлением Димитриса Ботиниса – художественного руководителя и главного дирижера обоих оркестров. 

Концерт стал частью посвященного 80-летию Победы проекта «Мост через время: Ленинград – Новосибирск», реализуемого Санкт-Петербургской и Новосибирской филармониями. События первой части проекта состоялись в мае в Петербурге: концерт сводного оркестра, возложения цветов к знаковым для военной истории монументам, подготовленная новосибирской стороной выставка о связи двух городов были приурочены к Дню Победы. 

Исполнение именно Седьмой симфонии Шостаковича сводным оркестром в двух городах глубоко символично, с каждым из них это произведение неразрывно связано.

Фото: Михаил Афанасьев

«Я очень рад, что идея исполнить Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича двумя оркестрами реализуется. Культурные связи между Новосибирском и Санкт-Петербургом очень крепкие и важные, и сегодняшний концерт, и наше творчество это подтверждают. Такая возможность – выступить двумя оркестрами на этой сцене – представляется нечасто, и для всех нас это настоящий праздник», – отметил художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис.

Перед концертом к слушателям обратился Юрий Петухов, первый заместитель Губернатора Новосибирской области: «Сегодня, в День памяти и скорби, звучание Седьмой симфонии Шостаковича в исполнении объединенного оркестра — это музыкальный монумент, посвященный мужеству, стойкости и духовной силе нашего народа. Это свидетельство того, как культура, несмотря на время и расстояния, продолжает объединять людей, вдохновлять и передавать память от поколения к поколению».

Перед исполнением публике был показан фильм, посвященный майским событиям совместного проекта «Мост через время: Ленинград – Новосибирск». Концерт транслировался в прямом эфире регионального телеканала ОТС, а также на сайте и в социальных сетях.

Фото: Михаил Афанасьев

Накануне концерта, 21 июня, в ГКЗ имени А.М. Каца открылась выставка «Ленинградская филармония в Сибири: Годы эвакуации (1941-1944)» из фондов Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, посвященная годам работы оркестра Ленинградской филармонии – Заслуженного коллектива Республики – в Сибири во время эвакуации. Выставка воссоздает картину жизни и работы в эвакуации одного из величайших дирижеров XX века Евгения Мравинского и возглавляемого им знаменитого симфонического оркестра. В пространстве выставки были представлены дирижерская палочка Евгения Мравинского из личной коллекции главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, многочисленные цифровые копии афиш, программок, и иных свидетельств военной эпохи, оригиналы которых хранятся в фондах музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. Эта экспозиция – дань творческому подвигу музыкантов, которые за три года дали свыше 530 симфонических концертов в разных городах Сибири, познакомив жителей региона с мировым музыкальным наследием и оставив значительный след в культурной жизни региона. К выставке был подготовлен одноименный буклет, основанный на уникальных документах военного времени, автором текста которого выступил заведующий Музыкальной библиотекой Филармонии, кандидат искусствоведения Павел Дмитриев.

21 июня представители двух филармоний возложили цветы на могилу музыковеда Ивана Соллертинского – легендарного художественного руководителя Ленинградской филармонии, блестящего лектора, чьи выступления сыграли важную роль в сокращении дистанции между новой, новосибирской публикой и шедеврами симфонической музыки, звучавшими в исполнении Заслуженного коллектива Республики. 

Делегация из Санкт-Петербурга также посетила Дом культуры имени Октябрьской революции, сцена которого в годы эвакуации стала для Заслуженного коллектива Республики основной репетиционной и концертной площадкой. Музыканты возложили цветы к мемориальной доске, установленной на здании.

В этот же день состоялась акция «Сад памяти» – рядом с Государственным концертным залом имени А. М. Каца представители двух филармоний высадили яблони и открыли мемориальную доску в честь выдающегося дирижера Евгения Мравинского. 

22 июня, в День памяти и скорби, делегация из представителей двух филармоний почтила память воинов-победителей в Великой Отечественной войне у Вечного огня на Монументе Славы.

Проект «Мост через время: Ленинград – Новосибирск» начался в мае в Петербурге, где в исполнении сводного оркестра прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, была представлена выставка о связи двух городов, подготовленная новосибирской стороной, проведены торжественные мероприятия в память о героях войны.

Впервые Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича была исполнена сводным составом музыкантов под управлением Димитриса Ботиниса 10 мая в Большом зале Петербургской филармонии: тогда к составу Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии присоединились музыканты Новосибирского академического симфонического оркестра. Дирижер отметил важность сохранения культурных связей между Петербургом и Новосибирском и исключительную уникальность подобных проектов.

Исполнение именно Седьмой симфонии Шостаковича сводным оркестром в двух городах глубоко символично, с каждым из них это произведение неразрывно связано.

В Ленинграде в первые месяцы Великой Отечественной войны Шостакович начал работу над партитурой, родному городу он посвятил сочинение. Здесь же состоялось одно из самых знаменитых исполнений как в истории Седьмой симфонии, так и в истории всего XX века: музыка, предрекающая Победу, прозвучала 9 августа 1942 года в городе, взятом в блокадное кольцо. Специально для этого исполнения, обладавшего исключительным общественно-политическим значением, транслировавшимся на весь мир, из небытия был воссоздан Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета (ныне – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии), дирижировал Карл Элиасберг.

С Новосибирском симфония связана потому, что там она прозвучала в исполнении важнейших для Шостаковича оркестра и дирижера, которым он доверил мировые премьеры большинства своих симфонических сочинений: в присутствии автора его Седьмую симфонию 9 июля 1942 года исполнил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского – знаменитый оркестр Ленинградской филармонии, в годы войны эвакуированный в Новосибирск.

Фото: Xinghai Concert Hall_Tammy

21 и 22 июня Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии (ЗКР) провел первые концерты в рамках большого гастрольного тура по Китаю. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева в крупных культурных центрах Китая – Гуанчжоу и Шэньчжэне – прозвучала знаменитая Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. В Шэньчжэне легендарное сочинение, созданное в годы Великой Отечественной войны, ставшее символом воли и мужества, было исполнено в День памяти и скорби. Далее оркестру предстоят выступления в Шанхае, Пекине и Ухане.

Заслуженный коллектив России получил эксклюзивное приглашение от китайской стороны: в год 50-летия смерти Дмитрия Шостаковича, когда его музыка особенно часто звучит по всему миру, исполнить его сочинения в Китае был приглашен коллектив, с которым неразрывно связана судьба композитора. 

Генеральный партнер гастрольного тура Заслуженного коллектива России – банк ВТБ.

Фото: Артём Алексеев

«Наше турне посвящено пятидесятилетию со дня смерти великого композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мы исполняем очень непростую как для оркестра, так и для публики – ведь мы совместно сопереживаем – Седьмую симфонию. Мы встречаемся с китайской публикой регулярно, раз в год: это уже становится традицией. Приятно, что все билеты были проданы в считанные дни – слушатели здесь нас знают и любят. А мы будем с нетерпением ждать следующих гастролей», – отмечает главный дирижер Петербургской филармонии, народный артист России Николай Алексеев.

«В этот приезд наш оркестр привез в Китай великую музыку – музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, имя которого носит Петербургская филармония. Это знаковое произведения для нашего оркестра и нашего зала, особенное для каждого ленинградца, включая меня: мои бабушка и дедушка пережили блокаду. Исполняя симфонию для китайских слушателей, мы видим, что эта музыка проникает в сердца и создает мостик между Петербургом и таким дальним регионом, как Китай; она заставляет слушать до последней секунды, до последнего такта. Она непростая и требует большого внимания, тем не менее магия музыки говорит, что то, что мы делаем, абсолютно необходимо», – поделился впечатлениями концертмейстер Заслуженного коллектива России, народный артист России Лев Клычков.

Фото: Артём Алексеев

До начала гастролей Николай Алексеев отмечал, что изначально в планах оркестра на этот сезон турне по Китаю не было: «Но, поскольку в этом году исполняется 50 лет со дня смерти Дмитрия Шостаковича, и его музыка звучит на лучших мировых сценах особенно часто, президент одного из ключевых китайских концертных агентств Wu Promotion, господин Джиантонг Ву, обратился к нам как к единственному в мире оркестру, обладающему уникальным, своего рода аутентичным опытом исполнения музыки Дмитрия Дмитриевича».

Во всех городах тура Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполняет знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича и Первый фортепианный концерт Прокофьева, солист – Даниил Харитонов. На первом концерте в Пекине прозвучит эта же программа, во второй вечер оркестр исполнит Шестую симфонию Шостаковича и Первый фортепианный концерт Чайковского.

Судьба Дмитрия Шостаковича связана с историей Заслуженного коллектива России неразрывно: именно этот оркестр осуществил мировые премьеры большинства симфонических сочинений композитора. Шостакович присутствовал как на репетициях, так и на большинстве этих премьер, был связан дружбой с легендарным дирижером Евгением Мравинским, который возглавлял Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, посвятил ему Восьмую симфонию. В 1975 году, после смерти Дмитрия Шостаковича, его имя было присвоено Ленинградской филармонии.

Именно ЗКР (тогда носивший другое название) 12 мая 1926 года осуществил мировую премьеру Первой симфонии Шостаковича: она прозвучала в Большом зале Ленинградской филармонии, с этого концерта началась мировая слава композитора.

Симфонии Шостаковича, вошедшие в программу китайского тура, также связаны с легендарным оркестром: в 1939 году ЗКР под управлением Евгения Мравинского осуществил первое исполнение Шестой симфонии. Исполнение оркестром и дирижером Седьмой «Ленинградской» симфонии – одного из главных сочинений академической музыки времен Великой Отечественной войны – было не первым в ее истории, но стало одним из главных для композитора: он специально прилетел в Новосибирск, где ЗКР и Евгений Мравинский находились в эвакуации, и присутствовал как на репетициях, так и на исполнении сочинения.

По просьбе китайской стороны филармонией также подготовлена выставка уникальных исторических фотоматериалов из фондов ее Музыкальной библиотеки: главный сюжет выставки – многомерные связи Дмитрия Шостаковича с ЗКР и Ленинградской – Петербургской филармонией в целом. 25 июня выставка будет представлена в Шанхайском центре восточного искусства – одном из крупнейших культурных объектов Китая – в день выступления там Заслуженного коллектива России. Перед концертом запланирована лекция о связи Дмитрия Шостаковича с Ленинградской - Петербургской филармонией и ее прославленным оркестром, которую прочтет петербургский музыковед, один из авторов digital-проекта «Столетие филармонии» Ольга Радвилович.

Подробная программа гастрольного тура размещена на официальном сайте Петербургской филармонии.

Фото: Стас Левшин

Первый фестиваль старинной музыки «Барокко в белую ночь» пройдет в Петербургской филармонии с 28 июня по 3 июля. Наряду с «ночными» концертами с началом в 22 часа, посетителей ждут концерты-беседы, а также творческие мастерские, в рамках которых ведущие педагоги Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории научат желающих тонкостям исполнения в исторической манере – на скрипке, фортепиано, клавесине и блокфлейте. Фестивальная программа также предусматривает обучение танцам эпохи барокко. Активными участниками творческих мастерских могут стать желающие как с музыкальным образованием, так и без него, в зависимости от специальности.

«Формат фестиваля устроен таким образом, что вы можете не только послушать концерты, но и присоединиться к музыкантам и попрактиковаться в искусстве исполнять старинную музыку. Если вы студент музыкального училища или консерватории, то для вас предназначены мастерские по исполнению на скрипке, фортепиано и клавесине. Среди творческих мастерских есть те, что не предполагают специальной подготовки: мастерские по музицированию на блокфлейте или по обучению старинным танцам. Вы можете освоить азы, получить ценные указания и, может быть, заинтересоваться, а потом уже стать специалистом в этой области, просто потому что вы так удачно заглянули в филармонию», – рассказывает Роман Насонов, доцент Московской государственной консерватории, один из лучших в стране специалистов по старинной музыке.

Фото: Анна Флегонтова

Студентам музыкальных училищ и вузов Санкт-Петербурга адресованы:

Творческие мастерские «Интерпретация скрипичной музыки Баха в исторической манере» (занятия 29, 30 июня и 1 июля), которые в Петербурге проведет Марина Катаржнова, доцент кафедры струнных, духовых и ударных инструментов ФИСИИ Московской консерватории, один из ведущих педагогов нашей страны.

Мастерские «Интерпретация клавирной музыки Баха на фортепиано с учетом особенностей старинной практики» (29, 30 июня и 1 июля), ведущая – Дарья Борковская, доцент кафедры клавишных инструментов ФИСИИ Московской консерватории. В рамках творческой мастерской активным участникам представится уникальная возможность совершить путешествие во времени и сравнить исполнительские приемы на двух «клавирах»: современном рояле и клавесине эпохи барокко.

Для широкого круга любителей музыки и танцев предназначены:

Мастерские «Блокфлейта в музыке Ренессанса и барокко: фразировка, штрихи и мелизмы. Игра соло и в консорте» (2, 3, 4 июля). Ведущий мастерских – известный исполнитель и руководитель Консорта блокфлейт Московской консерватории Алексей Шеин. Чтобы исполнять сегодня эту музыку, представленную главным образом танцами и характерными пьесами, надо знать «свод правил» артистов Возрождения и барокко, понимать основные различия между национальными стилями: Алексей Шеин станет проводником в этот мир. Ограничения по возрасту и уровню владения инструментом отсутствуют.

Мастерские «Старинные танцы и танцевальная нотация» (1, 2, 3 июля). Ведущая – Наталия Кайдановская, эксперт в сфере старинных трактатов с огромным сценическим опытом. Занятия включат разучивание несложных сольных номеров и групповых танцев, по выбору участников. Цель курса – не просто освоение ряда движений и их последовательностей, но и выработка осмысленного отношения к каждому из изучаемых танцев на основе исторической информации. Ограничения по возрасту и уровню подготовки отсутствуют.

Творческие мастерские – уникальная возможность как для профессиональных музыкантов, так и для тех, кто просто интересуется старинной музыкой, прикоснуться к этому искусству.

Два формата участия – посетитель может выбрать активное обучение или избрать роль слушателя – позволяют каждому познакомиться с особенностями барочной музыки в комфортном режиме.

Каждый посетитель может принять участие как во всех трех занятиях той или иной мастерской, так и посетить только одно из них.

Фото: Стас Левшин

4 июня, в день рождения Евгения Мравинского, на сцене Большого зала филармонии в рамках XVIII Международного фестиваля «Музыкальная коллекция» Заслуженный коллектив России под управлением известного дирижера Анатолия Рыбалко исполнил Первый виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал блестящий виолончелист Александр Рамм. Произведение было выбрано для праздничной программы неслучайно: именно Мравинский дирижировал его мировой премьерой, как и большинством мировых премьер симфонических сочинений Шостаковича. В программу концерта также вошла Третья «Героическая» симфония Бетховена.

«Сегодняшний концерт связан с двумя именами: Дмитрия Шостаковича и Евгения Мравинского, чей день рождения мы традиционно отмечаем тематическим концертом 4 июня. Программа завершает абонемент “Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича”, в рамках которого звучат премьеры композитора, проходившие в нашем зале в исполнении Заслуженного коллектива Республики, как он тогда назывался. Большая часть этих премьер проведена Евгением Мравинским, в частности премьера Первого виолончельного концерта, которая состоялась в 1959 году, – поделился Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала филармонии. – В целом этот год мы посвятили Шостаковичу, которого не стало 9 августа 1975 года. В том же году, 2 декабря, Ленинградской филармонии было присвоено имя композитора: именно этому событию был посвящен абонемент, который завершается сегодня, под знаком этого события пройдет и один из абонементов следующего сезона».

Судьба Дмитрия Шостаковича связана с судьбами Заслуженного коллектива России и Евгения Мравинского неразрывно. Шостакович присутствовал как на репетициях, так и на большинстве мировых премьер, исполненных именно этим оркестром, поэтому интерпретации ЗКР и Евгением Мравинским музыки композитора считаются наиболее стилистически точными. Сегодня Заслуженный коллектив России сохраняет репутацию одного из лучших в мире интерпретаторов музыки Шостаковича.

Фото: Евгений Юршин

30 мая на Дворцовой площади, в самом сердце Петербурга, прошел грандиозный праздник – Гала-концерт «Классика на Дворцовой». Посетителей ждал марафон классической музыки, при этом каждый из 26 номеров программы был дополнен визуальными 3D-шоу, великолепными костюмами и оригинальными хореографическими миниатюрами. Оперные звезды выступили с Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Артема Абашева.

Классика, бальные танцы, хип-хоп в сочетании с современными технологиями создали уникальное музыкальное пространство, в котором каждый из исполнителей смог проявить разные грани своего таланта. Главными героями вечера стали оперные звезды Раме Лахай (Балканы), Саннибой Дладла (ЮАР-Германия), Андрей Данилов (Россия-Германия), Алихан Зейналла (Казахстан), Ольга Пудова (Россия), Нина Миносян (Армения), Владислав Сулимский (Россия), Виктория Каркачева (Россия), Алина Черташ (Россия). В их исполнении прозвучали арии из всемирно известных опер и оперетт, неаполитанские песни, знаменитые эстрадные шлягеры, поп и рок хиты XX века. Весь вечер вместе с солистами на сцене выступал Концертный хор Санкт-Петербурга.

Фото: Руслан Шамуков

Танцевальные номера представили артисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Леонида Якобсона, семикратные чемпионы мира по танцевальному спорту команда «Вера» (Тюмень), чемпионы мира, серебряные призеры Чемпионата Европы, семикратные чемпионы России среди ансамблей по танцевальному спорту, танцевально-спортивный клуб «Дуэт» (Пермь), а также спортсмены Федерации спортивных танцев на колясках.

Фотографии из официальной группы проекта «Классика на Дворцовой».

30 мая в рамках XVIII Международного фестиваля «Музыкальная коллекция» в Петербурге выступил всемирно известный венгерский скрипач Кристоф Барати: вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Максима Алексеева музыкант исполнил Концерт для скрипки Иоганнеса Брамса. Во втором отделении прозвучали фрагменты из музыки балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» Чайковского. Кристоф Барати – первый с 2022 года зарубежный музыкант экстра-класса, который выступил на сцене Петербургской филармонии, концерт Брамса он исполнил на скрипке, изготовленной Антонио Страдивари.

«Скрипка Страдивари – удивительное произведение искусства, которому уже больше 320 лет. Играть на таком инструменте – редкая привилегия, большая удача и настоящий подарок для музыканта, который становится частью ее истории. На концерте в филармонии я исполнил музыку Брамса, который не нуждается в представлении. Его Скрипичный концерт – одно из величайших сочинений для скрипки. Мне кажется, это самый «венгерский» концерт для скрипки, написанный не венгерским композитором. Эта музыка была вдохновлена другом Брамса – австро-венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом. Для меня это одно из величайших симфонических сочинений», – поделился Кристоф Барати.

После концерта музыкант оставил запись в «Золотой книге» филармонии: «Я испытал невероятные эмоции, исполняя Концерт Брамса с обладающим великой историей, чудесным Заслуженным коллективом России под управлением маэстро Алексеева! Я также должен упомянуть вдохновляющее чувство, подаренное мне Большим залом филармонии, очень теплый прием и внимательное слушание этой невероятной публики! Спасибо! Надеюсь вскоре вернуться!»

Фото: Анна Флегонтова

Победитель крупнейших международных конкурсов и обладатель престижных наград, Кристоф Барати сотрудничает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира, в их числе – Шарль Дютуа, Марек Яновский, Валерий Гергиев, Иван Фишер, Юкка-Пекка Сарасте. Дебютировав в 2016 году в Вербье на одном из ключевых мировых фестивалей, Кристоф Барати выступает в его программе ежегодно. В последние годы пробуя себя в амплуа дирижера, в сезоне 2023/2024 музыкант представил совместный проект с оркестром Concerto Budapest и Михаилом Плетневым в качестве солиста. Музыкант возглавляет кафедру скрипки Академии Листа в Будапеште, выступает художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки "Kaposfest".

XVIII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция», открывшийся 7 мая, в день рождения Чайковского, продлится до 3 июля, он станет финальным аккордом филармонического сезона 2024-2025. Слушателей ждут встречи с ярчайшими звездами академической музыки – Николаем Луганским, Борисом Березовским, Александром Раммом, Иваном Бессоновым, Ильей Папояном и другими известными музыкантами.

Фото: Анна Флегонтова

23 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, Петербургская филармония представила журналистам редкие концертные программы из архива Музыкальной библиотеки, многие из которых были показаны публике впервые. Сотрудники Музыкальной библиотеки продемонстрировали и уникальную печатную доску из коллекции первого директора филармонии, известного дирижера Эмиля Купера, с помощью которой была создана одна из архивных программ. Раритетные печатные материалы, оформленные такими выдающимися художниками своего времени, как Мстислав Добужинский, Иван Билибин и Александр Головин, раскрывают малоизвестные страницы истории Петербургской филармонии.

«Музыкальная библиотека Петербургской филармонии – одна из старейших музыкальных библиотек нашей страны, хранящая раритеты (отнюдь не только нотные), восходящие к XVII веку, как это ни покажется удивительным, поскольку и Придворный оркестр, и Дворянское собрание, в здании которого мы находимся, как вы понимаете, возникли гораздо позже, – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – История коллекции Музыкальной библиотеки – отдельный сюжет, связанный с историей российской и мировой культуры. Коллекция рассказывает нам не только о музыке, хотя в первую очередь, конечно, о развитии музыкального искусства в нашей стране – и в дореволюционное, и в послереволюционное время. Она рассказывает и о культуре, в том числе культуре печати, если угодно – подачи информации. В преддверии Дня славянской письменности и культуры мы решили показать великолепные образцы того, как подается информация о концертных программах, при этом отобрали программки концертов, связанных с различными историческими событиями».

Фото: Анна Флегонтова

«В собрании Музыкальной библиотеки “отложились” программы не только филармонические и предшествующей организации, то есть Придворного оркестра, но и других концертных организаций, – рассказал Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии. – Не стоит забывать, что с момента открытия в 1839 году Зала Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии), с ним была связана концертная жизнь Петербурга. Таким образом у нас сохранились программы учрежденного в 1859 году Русского музыкального общества, программы других концертных организаций – «Русских симфонических концертов» (так называемых Беляевских), симфонических концертов Сергея Кусевицкого, концертов Александра Зилоти, общедоступных концертов графа Александра Дмитриевича Шереметева и многих других. Сегодня мы хотели бы рассказать не столько о содержательной стороне программ, сколько об их художественной составляющей».

Специалист по выставочной деятельности Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии Маргарита Самойлова продемонстрировала собравшимся и прокомментировала концертные программки, связанные с важными вехами истории Придворного оркестра и российской истории в целом.

Фото: Анна Флегонтова

В частности, была показана программка концерта, состоявшегося в Зале Дворянского собрания 12 января 1903 года, оформленная Еленой Самокиш-Судковской. Этот благотворительный концерт в пользу пострадавших при землетрясении в Андижане стал первым в истории Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России) выступлением в Зале Дворянского собрания: в первые годы истории оркестр, учрежденный как Придворный, был подведомствен военному министерству, а потому выступал исключительно при дворе. Лишь в 1890-х годах, когда коллектив перешел в ведомство Императорских театров, начались его выступления на других эстрадах.

Собравшимся была продемонстрирована программка одного из Беляевских концертов, проиллюстрированная Иваном Билибиным, программка концерта Сергея Кусевицкого и созданного им симфонического оркестра, оформленная Мстиславом Добужинским: все семь сезонов петербургских выступлений оркестра, собранного в 1909 году в Москве, проходили в Дворянском собрании.

Отдельная коллекция – программки выступлений Придворного оркестра на других эстрадах: в Эрмитаже, Царском селе.

«Эти концерты – не совсем концерты, такие мероприятия назывались приёмами, – рассказывает Маргарита Самойлова. – Одно из таких интереснейших мероприятий состоялось в апреле 1908 года в Большом зале Большого Царскосельского дворца. Программка исполнена в двух форматах, первый – собственно программа концерта, второй – меню ужина, который состоится после. Чему же все это было посвящено? Открыв Книгу программ Придворного оркестра, читаем: “Концерт в День бракосочетания великой княжны Марии Павловны и принца Вильгельма Шведского”».

Обзор завершился представлением филармонических программок, оформленных Александром Головиным (напомним: Петроградская филармония, первая в стране, была основана в 1921 году для сохранения бывшего Придворного оркестра), а также печатной доски, с которой была отпечатана одна из этих программок.

«На что нужно обратить внимание – на разницу в подходах в составлении программок Придворного оркестра – и Государственного, филармонического оркестра (то есть того же коллектива после революции), – отмечает Маргарита Самойлова. – Программки Придворного оркестра содержат информацию о том, что будет исполнено – и только: фамилия автора, название сочинения. Для Петроградской филармонии программка – инструмент просвещения: человек не должен остаться в стороне от происходящего, он должен оказаться наполненным информацией о звучащих сочинениях, поэтому эти программки содержат по 60 страниц, и очень долго в советское время такой подход оставался популярным».

Вместе с тремя программками была продемонстрирована печатная доска из металла, с которой был напечатан тираж одной из этих программок: Павел Дмитриев рассказал, что предмет попал в Музыкальную библиотеку в 1980-е годы, когда ей был передан архив Эмиля Купера, выдающегося дирижера и первого директора Петроградской филармонии.

Фото: Стас Левшин

Петербургская филармония открыла продажи билетов на события масштабного Первого фестиваля старинной музыки «Барокко в белую ночь», который пройдет с 28 июня по 3 июля. Публику ждут «ночные» концерты в роскошных барочных интерьерах Малого зала, концерты-беседы и творческие мастерские ведущих специалистов в области исторически информированного исполнительства и старинных танцев.

Обширную музыкально-образовательную программу представят ассистенты-стажеры, выпускники и студенты Факультета старинного и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории – единственного в нашей стране отделения, где целенаправленно обучают исполнять старинную музыку в исторической манере. Ведущий концертов – известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Фестиваль проходит в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного Петербургской филармонией и Московской консерваторией в июне 2024 года. Тогда же, в начале июля, в Малом зале филармонии состоялось несколько концертов под названием «Барокко в белую ночь»: теперь этот опыт вырос в масштабный Первый фестиваль старинной музыки.

 

Фото: Анна Флегонтова

Основой программы фестиваля станут пять концертов (четыре из них – «ночные», с началом в 22 часа), которые пройдут в великолепных барочных интерьерах Малого зала филармонии.

Две программы, выдержанные в камерном формате, будут приурочены к 340-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха: 28 июня прозвучат сонаты композитора для виолы да гамба и облигатного клавесина (исполнители – восходящая звезда гамбового искусства Ангелина Николовска и клавесинистка Ирина Красная), 2 июля – Шесть сонат для скрипки и облигатного клавесина (исполнители – скрипачка Арина Минаева и клавесинистка Александра Винник).

В двух программах выступит барочный оркестр ФИСИИ «Rosarium», который под руководством выдающейся скрипачки Марины Катаржновой 29 июня исполнит музыку Георга Филиппа Телемана, а 1 июля представит программу «Струнные редкости» из сочинений Георга Фридриха Генделя, Чарльза Ависона, Алессандро и Доменико Скарлатти.

Финальным аккордом фестивальной программы станет эффектный «Вечер старинной музыки и танца» 3 июля, который объединит консорт блокфлейт ФИСИИ под руководством Алексея Шеина и студентов класса старинного танца Наталии Кайдановской. Популярные мелодии далеких эпох в изобретательной современной аранжировке будут сопровождать барочные танцы — воссозданные со всей тщательностью, костюмные, зрелищные и увлекательные.

Уникальной особенностью фестиваля станет возможность прямого контакта публики с артистами. Встречи с музыкантами в формате беседы-концерта позволят получить эксклюзивную информацию о старинном искусстве и узнать больше о творчестве молодых артистов. Каждая из четырех дневных бесед-концертов тематически предваряет одну из вечерне-ночных фестивальных концертных программ.

Важная часть фестивальной программы – образовательная: петербургскую публику и петербургских музыкантов, желающих получить бесценный практический опыт погружения в искусство исторически информированного исполнительства, ждут двенадцать творческих мастерских, на которых лучшие наставники ФИСИИ познакомят с секретами интерпретации в исторической манере скрипичной и клавирной музыки Баха, расскажут об особенностях исполнительства на блокфлейте в музыке Ренессанса и барокко, познакомят со старинными танцами и танцевальной нотацией. Билеты продаются как на отдельные встречи, так и на полный курс.

Барочная музыка в белые ночи – новый культурный опыт для Санкт-Петербурга, города, в котором стиль барокко воплощен во всем его архитектурном великолепии.

Подробная программа Первого фестиваля старинной музыки «Барокко в белую ночь» размещена на официальном сайте Петербургской филармонии.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»