Фото: Стас Левшин

3 ноября в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Десятая симфония Дмитрия Шостаковича – одна из ключевых партитур в наследии композитора, мировая премьера которой состоялась в этом же зале 17 декабря 1953 года под управлением Евгения Мравинского. 

Симфонию исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса. Также в программу вошел Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступил один из самых ярких пианистов нового поколения Дмитрий Шишкин.

Десятая симфония прозвучала в рамках абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», представляющего сочинения, чьи мировые премьеры прошли в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии. Абонемент посвящен 50-летию присвоения филармонии имени композитора, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве. Подробная статья о биографических и творческих связях Дмитрия Шостаковича и Ленинградской филармонии размещена на сайте «Столетие филармонии».

Концерт транслировался онлайн в социальных сетях филармонии, над трансляцией работала съемочная группа телеканала «Культура». Позже концерт будет показан в эфире телеканала.

Фото: Стас Левшин

2 ноября исполнился год с даты ухода из жизни Юрия Темирканова – выдающегося дирижера, более 35 лет возглавлявшего Петербургскую филармонию и входящий в ее состав Заслуженный коллектив России – старейший в стране и один из лучших мировых оркестров.

В день памяти Юрия Темирканова в Большом зале филармонии выступил Заслуженный коллектив России, чье имя на протяжении десятилетий для всего мира было неотделимо от имени маэстро. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, прозвучали сочинения Шуберта, Шумана и Брамса. Сольную партию исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.

В этот же день в Малом зале филармонии открылась выставка «Юрий Темирканов. Мгновения…»: 3 ноября в ее пространстве прошла открытая встреча с концертмейстером ЗКР Львом Клычковым, получившая название «Юрий Темирканов. Непрошедшее время».

Фото: Стас Левшин

2 ноября в Большом зале филармонии на концерте, посвященном памяти маэстро Юрия Темирканова, прозвучали шедевры романтической эпохи: антракт из музыки к драме В. фон Чези «Розамунда» Шуберта, Фортепианный концерт Шумана и Вторая симфония Брамса – самая безмятежная и гармоничная в наследии композитора, партитура, будто бы сотканная из света.

Заслуженный коллектив России выступил под управлением народного артиста России, главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева: творческая судьба музыканта неразрывно связана с судьбой Юрия Темирканова – по его приглашению в 2000 году Николай Алексеев занял пост дирижера Заслуженного коллектива России, по решению Маэстро в 2022 году был назначен главным дирижером оркестра.

Сольную партию в Концерте Шумана исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира. Исполнительница признавалась, что помнит все концерты, на которых выступала с Юрием Темиркановым, да и все его концерты, которые она слушала из зала, памятны ей не меньше. Самый первый из них состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии: в партере – Елизавета Леонская, еще студентка Московской консерватории, на сцене – совсем молодой Юрий Темирканов. Звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича.

«Главное открытие, которое я сделала благодаря Юрию Хатуевичу – поняла, какая колоссальная преобразующая сила заключена в дирижерском жесте. Его сила воздействия на оркестр была необыкновенной, это была магия, настоящее волшебство. Вот он появляется на репетиции – всегда в костюме, в галстуке, – сухо всех приветствует, деловито надевает очки, делает первый жест – и оркестр сразу звучит так, что я думаю: “А зачем, собственно, репетировать?” – вспоминала Елизавета Леонская, – Не раз я была свидетелем тому, как Юрий Хатуевич вставал за пульт знакомых мне оркестров, и под его руками, с первых же нот они преображались до неузнаваемости, звучали так, будто бы на сцене находился совершенно другой коллектив. Объяснить это иначе как магическим излучением, которым обладал Юрий Темирканов, я не могу».

Фото: Екатерина Степанова

В стремлении объединить чествованием маэстро Темирканова все филармонические пространства, 2 ноября филармония открыла выставку «Юрий Темирканов. Мгновения…» в фойе Малого зала. Документальную часть экспозиции составили афиши избранных концертов музыканта – от первого выступления двадцативосьмилетнего Юрия Темирканова в Большом зале, в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров», 15 января 1967 года, до последнего концерта 12 января 2020 года. Также на выставке представлены фото Юрия Темирканова разных лет – знаменитая серия портретов, выполненная в 1970-е годы Валерием Плотниковым, а также разнохарактерные фотомгновения, запечатленные такими фотохудожниками, как Валентин Барановский, Павел Маркин, Виктор Самсонов, Анна Флегонтова.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, посетивший открытие выставки в день памяти дирижера, поделился впечатлениями: «Филармонические афиши на выставке не только рассказывают о Маэстро Юрии Темриканове, о его творческом пути, но и дают возможность узнать об истории нашего города. А фото интересно рассматривать, погружаясь в  атмосферу творчества Мастера и в воспоминания о встречах с ним... Юрий Темирканов прожил яркую насыщенную жизнь, умел ей радоваться, но умел и держать удар. Он как-то сказал: "Зло можно победить только добром". И это очень много говорит о нем и как о музыканте, и как о человеке». 

Открытие выставки также посетили вице-губернатор Борис Пиотровский и председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Федор Болтин.

«Выставка условно поделена на три пространства памяти, образующих единое целое. В первом вы видите человека, увлеченного городом, его архитектурой и его природой. Здесь есть чудесная фотография, сделанная на берегу Финского залива, где „есть покой и воля“, — рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, — Вообще, Юрий Хатуевич всегда говорил о том, что Петербург его создал как творческую личность. И он очень любил русскую классику — достаточно вспомнить легендарные постановки, сделанные в Мариинском театре: „Евгения Онегина“ или „Пиковую даму“, например, и то, с каким пиететом, с каким глубоким знанием русской литературы и поэзии он работал над произведениями уже наших современников. Здесь мы показываем разные этапы жизни Темирканова, от молодости до творческой зрелости через пространство залов Филармонии, Мариинского театра.

Следующий зал полностью посвящен афишам, и по ним можно реконструировать творческую биографию: здесь — афиши филармонических залов, афиши-свидетели творческих союзов Юрия Темирканова с крупнейшими музыкантами современности, афиши важнейших зарубежных гастролей, например, в легендарном театре Ла Скала.

Третий зал, очень камерный по интонации, — это пространство дирижерского жеста. Там все говорит жест — и о человеке, и о произведении. Иногда по фотографиям даже видно, какое произведение сейчас репетируется. И мы показываем это пространство от первого до последнего концерта, последнего ухода из зала и ухода из жизни. Но уход из жизни не означает уход из исторической и культурной памяти».

3 ноября в пространстве выставки «Юрий Темирканов. Мгновения…» в Малом зале филармонии прошла открытая встреча с концертмейстером  Заслуженного коллектива России, народным артистом России Львом Клычковым – в беседе с Юлией Кантор музыкант поделился воспоминаниями о маэстро, с которым работал теснейшим образом более 35 лет.

Фото: Анна Флегонтова

27 октября в Большом зале Петербургской филармонии открылся второй сезон абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященный 200-летию со дня рождения одного из величайших симфонистов в истории. В этот вечер Заслуженный коллектив России исполнил под управлением немецкого дирижера Лео Кремера Шестую симфонию Антона Брукнера и знаменитую Восьмую «Неоконченную» симфонию Франца Шуберта. Концерт прошел при переполненном Большом зале.

200-летие со дня рождения Антона Брукнера Петербургская филармония отмечает два концертных сезона исполнением всех его симфоний: в прошлом сезоне прозвучали «Нулевая», Третья, Четвертая, Седьмая и Девятая, в этом сезоне запланировано исполнение Первой, Второй, Пятой, Шестой и Восьмой симфоний. Каждая из них  прозвучит в сопоставлении с сочинениями других композиторов – Моцарта, Бетховена, Шуберта, Листа, Малера, вписывающими брукнеровскую музыку в разный стилистический и смысловой контекст. 

В концертах абонемента за пульт обоих филармонических оркестров – Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра наряду с Лео Кремером встанут дирижер Академического симфонического оркестра Владимир Альтшулер, главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов и представитель прославленной дирижерской династии Дмитрий Юровский. Солистом в заключительной программе абонемента станет Денис Мацуев, также публику ждет встреча с такими известными пианистами, как Андрей Коробейников и Мирослав Култышев.

Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме.  В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма. В прошлом сезоне Лео Кремер с большим успехом исполнил вместе с Заслуженным коллективом России Девятую симфонию Брукнера в Большом зале Петербургской филармонии.

Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание. Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.

Следующий концерт абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» состоится 13 февраля: Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Дмитрия Юровского Первую симфонию Брукнера и Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступит Мирослав Култышев

Открылся прием заявок на Международную научную конференцию «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», посвященную 80-летию Победы. Конференция, которую в рамках Соглашения о сотрудничестве организуют Петербургская филармония и Московская консерватория, пройдет 26–29 апреля 2025 года в Петербурге и Москве. 

К участию приглашаются музыковеды, историки, музейные работники, студенты и аспиранты. Подробности — в информационном письме конференции

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»