Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт

11 декабря в Гатчинском дворце стартует выставочно-музыкальный проект «Александр III и Чайковский. Царь и Композитор». Его официальным партнёром выступает Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича: на выставке можно будет увидеть уникальные нотные материалы из фондов ее Музыкальной библиотеки, в том числе — партитуру из личной библиотеки императора Александра III. Также в рамках проекта состоится концерт Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина, пройдут лекции музыковедов — сотрудников Филармонии.

История роскошного зала Дворянского собрания (ныне — Большой зал филармонии), косвенно и Филармонии, тесно связана с биографиями великого русского композитора и предпоследнего российского императора. В этих стенах состоялось множество премьер сочинений Чайковского, он сам неоднократно дирижировал здесь, в том числе последним в своей жизни концертом.

Повелением Александра III в 1882 году был создан Придворный оркестр. Получив в 1897 году право на публичные выступления, он стал регулярно концертировать в Зале Дворянского собрания, а в 1917 году обрел статус Государственного. Для его сохранения в 1921 году в Петрограде была создана первая в стране филармония. Старейший отечественный симфонический оркестр сегодня носит имя Заслуженный коллектив России.

При жизни Александра III Придворный оркестр регулярно выступал перед императором в стенах Гатчинского дворца. Спустя более чем столетие, 25 января 2026 года в тех же залах вновь зазвучит музыка любимого композитора императора — Чайковского, в исполнении музыкантов Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива под управлением Ярослава Забояркина, продолжающих в наши дни великие традиции Придворного оркестра. Пройдут лекции сотрудников Филармонии — музыковедов, кандидатов наук Михаила Алейникова и Марины Монаховой. Стены Гатчинского дворца, где состоялась одна из личных встреч императора и композитора, станут прекрасным фоном для рассказа о двух великих представителях своей эпохи.

Музыкальная библиотека Петербургской филармонии, основанная в 1882 году в качестве нотной библиотеки Придворного оркестра, предоставила на выставку «Александр III и Чайковский. Царь и Композитор» уникальные нотные материалы, ранее входившие в коллекцию Придворного оркестра. В том числе – первое издание клавира любимой оперы императора «Евгений Онегин» с автографом Чайковского и редчайший экземпляр партитуры оперы Александра Бородина «Князь Игорь» из личной библиотеки Александра III.

Первое издание клавира оперы Е. Онегин с автографом Чайковского. Материал предоставлен Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии

Выставка приурочена к двум значимым датам — 185-летию со дня рождения Петра Чайковского и 180-летию со дня рождения императора Александра III. Тема выставки — взаимоотношения двух великих современников, чьи судьбы неотделимы от истории России.

Масштабная экспозиция развернется в десяти выставочных залах третьего этажа Центрального корпуса Гатчинского дворца.  Здесь соединится монументальное и камерное, государственное и личное, свидетельства роскошных премьер в императорских театрах и концертов в личных комнатах императорской семьи.

Правление Александра III стало эпохой, когда отечественное искусство получило серьезную государственную поддержку. Инициатива в значительной степени исходила от самого императора, ценившего историю России и русские национальные традиции, оказывавшего помощь художникам, писателям, музыкантам...

С периодом царствования Александра III совпал расцвет славы Петра Ильича Чайковского, его творчество получило широкое признание не только на родине, но и за рубежом. В числе истинных поклонников музыкального гения композитора оказался русский император. Высоко ценя Чайковского, Александр III оказывал ему материальную помощь и неизменно поддерживал его произведения, порой вопреки критическим суждениям современников. По воле императора состоялись блестящие постановки опер и балетов Чайковского на сцене Императорского Мариинского театра.

На выставке «Александр III и Чайковский. Царь и Композитор» будут показаны более 200 мемориальных предметов из коллекций 21 организации культуры – музеев, архивов, библиотек, театров и концертных залов. Среди наиболее значимых экспонатов — личные вещи главных героев: мундир императора Александра III, платье императрицы Марии Федоровны, костюм, принадлежавший Петру Чайковскому.

Среди партнеров выставки наряду с Петербургской филармонией также Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского (г. Клин), предоставивший мемориальные предметы, почти никогда не покидающие стен музея, Архивный комитет (ЦГАКФФД и ЦГИА), Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского» (г. Воткинск). На выставке будут представлены экспонаты из Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, редчайшие подлинные документы из Государственного архива Российской Федерации, театральные костюмы и их красочные эскизы из Музея театрального и музыкального искусства, Александринского театра и Театральной библиотеки, предметы эпохи из Музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село» и многое другое.

Выставка продлится до 12 апреля 2026 года.

Энджел Вонг

20 декабря в Большом зале Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России впервые выступит двадцатидвухлетний американский пианист Энджел Вонг. Лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (II премия) вместе со старейшим симфоническим оркестром России исполнит Фортепианный концерт Бенджамина Бриттена — одно из самых виртуозных сочинений композитора. За дирижерским пультом в этот вечер — Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, народный артист России. В программе также прозвучит увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта и симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Концерт пройдет в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

«Концерт Бриттена — произведение, которое изменило мою жизнь. Именно с ним два года назад я выступил на Международном конкурсе имени Чайковского и получил вторую премию. С тех пор я ждал возможности исполнить его вновь. Несколько дней назад это произошло в Новосибирске, а теперь с огромной радостью я исполню его в Петербурге. Каждый приезд в этот город — настоящий подарок для меня», — говорит Энджел Вонг.

«С Энджелом Вонгом Концерт Бриттена мы исполним впервые. Мне будет приятно выйти на сцену с этим молодым, очень талантливым и даровитым пианистом, обладающим репутацией яркого, благородного, тонкого исполнителя не только классической, но и современной музыки. Я рад за петербургскую публику, которая услышит его в концерте с моим любимым Заслуженным коллективом России» — отмечает Александр Сладковский. 

Энджел Вонг — победитель более 35 международных конкурсов. Студент Московской государственной консерватории, в 2023 году, в 20 лет, он стал лауреатом XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, завоевав II премию и серебряную медаль. В 2025 году стал самым молодым финалистом XVII Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна в возрасте 22 лет.

Пианист выступает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами и дирижерами. В его планах на этот концертный сезон — американское сольное турне, оркестровые дебюты в США, Италии, Сербии, Китае, сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, дебют на фестивале Aspen Music Festival (Колорадо, США).

Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» – один из крупнейших российских фестивальных проектов. Он был основан Юрием Темиркановым в 1999 году. В этом году фестиваль соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки и ведущие российские коллективы с 13 по 25 декабря.

«Площадь Искусств» откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист — народный артист России Денис Мацуев. Петербургскую публику также ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.

На закрытии фестиваля 25 декабря в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера. Солистки — сопрано Валентина Феденёва и меццо-сопрано Софья Файнберг. Участие в исполнении примет Симфонический хор Свердловской филармонии, художественный руководитель — Андрей Петренко.

Основа фестивальной программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, выставки Государственного Русского музея.

Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.

Юрий Хатуевич Темирканов

О планах установить мемориальную доску с именем Юрия Темирканова на здании Большого зала Петербургской филармонии сообщил директор концертной организации Илья Черкасов 9 декабря на пресс-конференции, посвященной открытию XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

По его словам, в ближайшее время будет опубликовано Положение о конкурсе и начнется прием заявок на проект. Подготовительная работа ведется в координации с Советом по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга. По итогам конкурсного отбора будет объявлен победитель. Мемориальную доску предполагается установить на здании Большого зала филармонии к следующему дню рождения Юрия Темирканова.

Сегодня, 10 декабря, в день рождения Юрия Темирканова, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат сочинения из его репертуара. Симфонические картины Лядова, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова и Пятую симфонию Чайковского исполнит Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Солист — пианист Вадим Руденко.

13 декабря в Большом зале Петербургской филармонии откроется XXV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», основанный Юрием Темиркановым в 1999 году. На концерте-открытии выступит Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, солист — Денис Мацуев.

На закрытии фестиваля 25 декабря в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева прозвучит Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера. Солистки — сопрано Валентина Феденёва и меццо-сопрано Софья Файнберг. Участие в исполнении примет Симфонический хор Свердловской филармонии, художественный руководитель — Андрей Петренко.

На фестивале петербургскую публику ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Димитриса Ботиниса, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.

Основа программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, также выставки Государственного Русского музея.

Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.

Николай Алексеев и Денис Мацуев. Фото: Стас Левшин

13 декабря в Большом зале Петербургской филармонии концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева откроет программу XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Солистом выступит народный артист России, пианист Денис Мацуев: с оркестром он исполнит Первый фортепианный концерт Бетховена. В программе также — Четвертая симфония Брамса.

«Это дань памяти моему великому другу Юрию Хатуевичу Темирканову. Всегда этот зал и этот оркестр будут ассоциироваться у меня с ним, потому что всё время, что мы проводили как на сцене, так и вне сцены, я считаю уникальным мастер-классом, — отмечает Денис Мацуев. — Я бесконечно благодарен за то, что у меня была замечательная возможность общаться с этим гениальнейшим музыкантом и добрейшим человеком. Поэтому каждое моё выступление на этой сцене, тем более с Заслуженным коллективом России, я всегда посвящаю и буду посвящать именно Темирканову. Фестиваль "Площадь Искусств" стал одним из главных музыкальных событий не только в Петербурге, но и в целом в России. Его отличает высочайший уровень участников и организации. А то, что Фестиваль так близок к новогодним праздникам по времени и ауре, каждый год создаёт ощущение чуда и сказки».

На закрытии фестиваля 25 декабря в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера. Солистки — сопрано Валентина Феденёва и меццо-сопрано Софья Файнберг. Участие в исполнении примет Симфонический хор Свердловской филармонии, художественный руководитель — Андрей Петренко.

Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», один из крупнейших российских фестивальных проектов, был основан Юрием Темиркановым в 1999 году. В этом году он соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки и ведущие российские коллективы с 13 по 25 декабря. Петербургскую публику ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Димитриса Ботиниса, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.

Основа программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, также выставки Государственного Русского музея.

Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.

Юрий Хатуевич Темирканов

10 декабря, в день рождения Юрия Хатуевича Темирканова, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат сочинения из его репертуара. Симфонические картины Лядова, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова и Пятую симфонию Чайковского исполнит Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Солист – пианист Вадим Руденко.

Юрий Хатуевич Темирканов с 1988 по 2023 год возглавлял Заслуженный коллектив России – один из лучших мировых симфонических оркестров. В 1999 году Маэстро основал Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», художественным руководителем которого являлся больше двух десятилетий. В 2025 году фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в 25-й раз – с 13 по 25 декабря. Он откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, солист – Денис Мацуев.

«Это дань памяти моему великому другу Юрию Хатуевичу Темирканову. Всегда этот зал и этот оркестр будут ассоциироваться у меня с ним, потому что всё время, что мы проводили как на сцене, так и вне сцены, я считаю уникальным мастер-классом. Я бесконечно благодарен за то, что у меня была замечательная возможность общаться с этим гениальнейшим музыкантом и добрейшим человеком. Поэтому каждое моё выступление на этой сцене, тем более с Заслуженным коллективом России, я всегда посвящаю и буду посвящать именно Темирканову, – отмечает Денис Мацуев, – Фестиваль "Площадь искусств" стал одним из главных музыкальных событий не только в Петербурге, но и в целом в России. Его отличает высочайший уровень участников и организации. А то, что Фестиваль так близок к новогодним праздникам по времени и ауре каждый год создаёт ощущение чуда и сказки».

12 декабря в Малом зале филармонии также пройдет концерт «Ко дню рождения Маэстро», на котором выступят артисты Заслуженного коллектива России.

Димитрис Ботинис. Фото: Сергей Тягин

21 декабря в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит Виолончельный концерт французского композитора Анри Дютийё, написанный специально для Мстислава Ростроповича. Его литературным источником стал сборник стихотворений «Цветы зла» поэта-символиста Шарля Бодлера. Сочинение прозвучит в исполнении Александра Рамма и Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса. В программе также — Сюита № 3 для оркестра Чайковского. Концерт пройдет в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». 

Концерт для виолончели с оркестром «Весь мир далекий…» (“Tout un monde lointain...”) Анри Дютийё — одно из ключевых произведений виолончельного репертуара XX века. Композитор написал его в 1970 году по заказу дирижера Игоря Маркевича. Сочинение, предназначенное для Мстислава Ростроповича, впервые прозвучало в его исполнении в том же году в Экс-ан-Провансе с Симфоническим оркестром Парижа (Orchestre de Paris) под управлением Сержа Бодо.

Литературным источником Концерта стал сборник стихотворений «Цветы зла» (“Les Fleurs du mal”) поэта-символиста Шарля Бодлера. Каждая часть сочинения предваряется цитатой, а само название заимствовано из стихотворения La chevelure (“Шевелюра”) — «Tout un monde lointain, absent, presque défunt» (“Весь мир далекий, отсутствующий, почти исчезнувший”).

Александр Рамм — лауреат престижных международных конкурсов, в том числе — Международного конкурса имени П.И. Чайковского, лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры. Выступает с такими дирижерами, как Николай Алексеев, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Василий Петренко, Александр Сладковский, Дмитрий Юровский, Александр Лазарев. Александр Рамм концертирует в таких знаменитых залах, как Парижская филармония, Кадоган-холл в Лондоне, Концертгебау в Амстердаме, Брукнерхаус в Линце.

Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», один из крупнейших российских фестивальных проектов, был основан Юрием Темиркановым в 1999 году. В этом году он соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки и ведущие российские коллективы с 13 по 25 декабря.

Фестиваль откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист — народный артист России Денис Мацуев. Петербургскую публику также ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.

Основа программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, также выставки Государственного Русского музея.

Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.

Аида Гарифуллина

14 декабря в Большом зале Петербургской филармонии дебютирует Аида Гарифуллина — всемирно известная певица, номинант на Grammy, выступающая на сценах крупнейших оперных театров и концертных залов. Вместе с Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Александра Соловьева Аида Гарифуллина исполнит знаменитые арии из опер Верди, Гуно, Пуччини, Беллини, романсы Чайковского и Рахманинова. Участие в концерте примут тенор Иван Гынгазов и баритон Семен Антаков. Программа «Опера-гала» прозвучит в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» — крупнейшего проекта Петербургской филармонии, собирающего в Петербурге звезд мировой классической музыки. 

Пласидо Доминго назвал Аиду Гарифуллину «одной из самых ярких оперных див сегодня и завтра». «Аида бесстрашна. Ее исполнительское искусство достигло совершенства, а высокие ноты звучат просто удивительно», — писал критик The New York Times. «Глубина, тепло и нежность делают голос русского сопрано Аиды Гарифуллиной изумительным и безукоризненным», — оценил ее выступление обозреватель итальянского издания La Volta.

На концерте в Петербурге певица исполнит такие шедевры оперного репертуара, как Каватина Casta Diva из оперы «Норма» Беллини, Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня» Верди, Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Гуно, ария Мими из оперы «Богема» Пуччини, а также романсы Чайковского и Рахманинова, рождественскую песню O Holy Night и, совместно с Иваном Гынгазовым и Семеном Антаковым, дуэты из оперы Пуччини «Богема» и оперетты Легара «Веселая вдова».

Аида Гарифуллина сотрудничает с такими знаменитыми дирижерами, как Зубин Мета, Кент Нагано, Валерий Гергиев, Пласидо Доминго, Густаво Дудамель, Антонио Паппано, Даниэль Баренбойм. Певица выступает на сценах крупнейших оперных театров мира — в Большом театре, Венской государственной опере, Ла Скала, Метрополитен-опере, Ковент-Гарден, Парижской национальной опере. В 2020 году певица была удостоена аудиенции Папы Римского и выступила в Ватикане на ежегодном благотворительном рождественском концерте. Аида Гарифуллина также выступала на знаменитом фестивале BBC Proms в Лондоне перед 50 000 слушателей и многомиллионной телевизионной аудиторией, участвовала в записи альбома Андреа Бочелли — вместе с такими артистами, как Дуа Липа, Эд Ширан и The Weekend, — и принимала участие в концертах в честь Дня взятия Бастилии в Париже на Марсовом поле перед аудиторией в 500 000 человек, а также в концерте в честь 120-летия знаменитого немецкого лейбла Deutsche Grammophon. Журнал GQ назвал Аиду Гарифуллину «Женщиной года» (2021). Большое внимание певица уделяет благотворительности: сотрудничает с фондом Константина Хабенского, детским хосписом «Анжела Вавилова», фондами Андреа Бочелли, Дэвида Фостера.

XXV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» — главный фестивальный проект Петербургской филармонии — соберет звезд классической музыки с 13 по 25 декабря. Фестиваль откроется выступлением Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист — Денис Мацуев. На фестивале также выступят Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Александр Лазарев, Николай Луганский, Вадим Репин, Ильдар Абдразаков, Димитрис Ботинис и другие известные музыканты и коллективы.

В числе постоянных участников фестиваля — Государственный Русский музей, Михайловский театр, Театр музыкальной комедии, Храм Воскресения Христова.

14.12.2025 20:00
Опера-гала
Симфония № 10, 1953 год

2 декабря исполняется 50 лет со дня присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича — композитора, чья судьба неразделимо связана со старейшей концертной организацией и ее оркестрами.

«Присвоить имя Д.Д. Шостаковича Ленинградской государственной филармонии», — говорится в Постановлении Совета Министров СССР «Об увековечении памяти Героя социалистического труда, композитора, народного артиста СССР Д.Д. Шостаковича», вышедшем 2 декабря 1975 года.

Филармония празднует юбилей исполнением музыки композитора, виртуальной выставкой работ Александра Траугота, переданных автором филармонии в дар, и публикацией исторических хронографов, содержащих информацию обо всех выступлениях Шостаковича на прославленной  сцене и всех мировых премьерах его произведений, состоявшихся здесь.

2 декабря в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России — оркестра, осуществившего премьеры большинства симфонических сочинений композитора, прозвучат Праздничная увертюра, сюита из балета «Болт» и пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова». В программе также — знаменитая «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. За пультом — главный дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов. Концерт входит в программу абонемента «(Не)Знакомый Шостакович», посвященного 50-летию присвоения филармонии имени композитора.

Е. Мравинский, Д. Ойстрах, Д. Шостакович. Премьера Скрипичного концерта, 16.11.1956

На официальном сайте Петербургской филармонии 2 декабря размещена виртуальная выставка рисунков выдающегося ленинградско-петербургского художника Александра Траугота, переданных автором в дар старейшей концертной организации после завершения выставки «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», проходившей в фойе Большого зала с 8 августа по 5 ноября.

«Из работ, отражающих события творческой биографии Шостаковича, мы остановились на тех, в которых в том или ином качестве проявляется его связь с филармонией, — комментировал Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Среди них — “блокадное” изображение Карла Элиасберга, которого жена везёт на санках на репетицию, а также двойной портрет Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, друга композитора и художественного руководителя филармонии в 1940–1944 годах».

Рисунки были созданы для монографии Елены Матвеевой «Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие», вышедшей в 2015 году. Эта серия, в том числе и не вошедшая в книгу графика, стала основой выставки «Время Шостаковича», к ней относится и большая часть экспонирующихся на сайте изображений.

2 декабря на официальном сайте Петербургской филармонии также опубликованы уникальные исторические хронографы с информацией обо всех выступлениях Дмитрия Шостаковича и мировых премьерах его сочинений, состоявшихся в филармонических залах.

Первое выступление Шостаковича-пианиста состоялось в Малом зале филармонии (в то время располагавшемся в нынешнем Бетховенском фойе Большого зала) 2 декабря 1926 года: в концерте Ассоциации современной музыки композитор исполнил только что написанную фортепианную сонату. Последние выступления прошли 28 и 29 мая 1966 года в Малом зале имени М.И. Глинки. Тогда, в рамках творческого вечера композитора, впервые прозвучали Пять романсов для голоса и фортепиано на тексты из журнала «Крокодил» и «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия», солировал Евгений Нестеренко.

Первая мировая премьера сочинения Дмитрия Шостаковича в Большом зале одновременно стала и первой симфонической премьерой в его жизни. 12 мая 1926 года Первая симфония девятнадцатилетнего автора прозвучала под управлением Николая Малько в исполнении оркестра, ныне известного как Заслуженный коллектив России; именно он позже осуществил большинство первых исполнений симфонических сочинений композитора.

В исполнении этого оркестра в Большом зале Ленинградской филармонии впервые звучали Вторая (5 ноября 1927, дирижер — Николай Малько), Третья (22 января 1930 года, дирижер — Александр Гаук), Пятая (21 ноября 1937 года, дирижер — Евгений Мравинский), Шестая (21 ноября 1939 года, дирижер — Евгений Мравинский), Девятая (3 ноября 1945 года, дирижер — Евгений Мравинский), Десятая (17 декабря 1953 года, дирижер — Евгений Мравинский), Двенадцатая (1 октября 1961 года, дирижер — Евгений Мравинский) симфонии, а также Первый фортепианный концерт (15 октября 1933 года, солист — автор, дирижер — Фриц Штидри), Первый скрипичный концерт (29 октября 1955 года, солист — Давид Ойстрах, дирижер — Евгений Мравинский), Первый виолончельный концерт (4 октября 1959 года, солист — Мстислав Ростропович, дирижер — Евгений Мравинский).

Под управлением Евгения Мравинского, возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне — Заслуженный коллектив России) на протяжении полувека, оркестр создал эталонные интерпретации сочинений Шостаковича. Выдающемуся дирижеру он посвятил Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы Заслуженный коллектив Республики и Евгений Мравинский, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.

В истории Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии самый яркий эпизод, связанный с именем Шостаковича, — блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии. Единственный оставшийся в осажденном Ленинграде симфонический оркестр, он тогда еще не входил в состав филармонии и был известен под именем Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Последняя мировая премьера, состоявшаяся в Ленинградской филармонии в присутствии композитора, — исполнение Вокальной сюиты на стихи Микеланджело басом Евгением Нестеренко и пианистом Евгением Шендеровичем 23 декабря 1974 года в Малом зале.

В нынешнем Большом зале филармонии двенадцатилетний Шостакович услышал первый в своей жизни симфонический концерт. Здесь во многом сформировались его кругозор и вкус: в 1920‑е годы он слушал выступления ведущих мировых дирижёров и знакомился с музыкой крупнейших современных композиторов. Филармония подарила ему круг профессионального общения — именно здесь он познакомился с Иваном Соллертинским и Евгением Мравинским.

Начиная с 1932 года музыка Дмитрия Шостаковича звучала на самых важных концертах филармонии, в том числе на открывающих сезон. Постепенно это стало традицией. Ныне каждый концертный сезон Петербургской филармонии открывается исполнением музыки Дмитрия Шостаковича; дата начала неизменна — 25 сентября, день его рождения.

Музыка Дмитрия Шостаковича, занимающая важное место в филармонической афише, станет одним из ключевых акцентов программы крупнейшего проекта Петербургской филармонии — XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдёт в Петербурге с 13 по 25 декабря.

Подробная филармоническая биография Дмитрия Шостаковича размещена на сайте «Столетие филармонии».

Филармония празднует юбилей исполнением музыки композитора, виртуальной выставкой работ Александра Траугота, переданных автором филармонии в дар после завершения выставки  «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», проходившей в фойе Большого зала с 8 августа по 5 ноября

«Из работ, отражающих события творческой биографии Шостаковича, мы остановились на тех, в которых в том или ином качестве проявляется его связь с филармонией, — комментировал Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Среди них — “блокадное” изображение Карла Элиасберга, которого жена везёт на санках на репетицию, а также двойной портрет Дмитрия Шостаковича и Ивана Соллертинского, друга композитора и художественного руководителя филармонии в 1940–1944 годах».

Рисунки были созданы для монографии Елены Матвеевой «Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие», вышедшей в 2015 году. Эта серия, в том числе и не вошедшая в книгу графика, стала основой выставки «Время Шостаковича».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»