Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева исполнит «Поэму экстаза» в цикле концертов к 150-летию со дня рождения Александра Скрябина

13 мая в Большом зале Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева исполнит «Поэму экстаза» Александра Скрябина. Одна из важнейших партитур композитора, содержание которой, согласно авторской стихотворной программе, составляет жизнь духа, прозвучит в рамках цикла «Прометей русской музыки», посвященного 150-летию со дня рождения Александра Скрябина: его программы включают основные симфонические сочинения композитора, расположенные в хронологическом порядке. 

Также в программу концерта вошли сочинения современников Скрябина: симфонические картины «Волшебное озеро» и «Баба-Яга» Анатолия Лядова, сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, Скрипичный концерт Александра Глазунова, сольную партию в котором исполнит артист Заслуженного коллектива России Илья Козлов.

 

Композитор-мистик, Александр Скрябин был одержим идеей Мистерии – колоссального действа, которое должно было, согласно его идее, осуществиться в Гималаях. Здесь не будет исполнителей и зрителей, потому что участие в Мистерии примет все человечество, планировал автор: все виды искусства сольются в неразрывное единство – и его итогом станет наступление новой эры. Скоропостижная смерть помешала Скрябину продвинуться в осуществлении этой идеи дальше эскизов. Однако сам факт возникновения подобного намерения много говорит о его авторе: он был уверен, что сыграет в истории музыки решающую роль и изменит мир. 

«Поэма экстаза», премьера которой состоялась в 1908 году в Нью-Йорке, – важная веха на пути композитора, содержащая основные образы, характерные для его музыки и философии. За год до ее окончания Скрябин опубликовал пространный стихотворный текст, который по сути является его программой, однако в издание партитуры включать его автор не стал, утверждая, что хочет, чтобы исполнители воспринимали Поэму в первую очередь как чистую музыку. 

Содержание текста, а, значит, и Поэмы – жизнь духа, играющего и созидающего: поначалу он преодолевает вторгающиеся в созданный им мир и омрачающие его гармонию «ритмы тревожные», но постепенно осознает, что именно эта борьба и является смыслом его существования. Процесс осознания себя подчеркнут переходом от использования третьего лица – к первому, завершается поэма гимническим: «И огласилась вселенная Радостным криком Я есмь!». Музыка не только воплощает последовательное развитие этого сюжета, но и передает экстатический характер божественной игры созидающего духа. Композитор использует большой состав оркестра – при этом в полную силу он звучит лишь в ликующем финале, в основном же партитура соткана из тончайшего оркестрового письма.

Ранее в цикле «Прометей русской музыки» прозвучали прелюдия для оркестра «Мечты» и Концерт для фортепиано с оркестром (Академический симфонический оркестр, дирижер – Иван Демидов, солистка – Елизавета Украинская), Симфония № 1 (Заслуженный коллектив России, дирижер – Михаил Леонтьев), Симфония № 2 (Академический симфонический оркестр, дирижер – Андрей Аниханов). 28 июня запланировано исполнение Симфонии № 3 «Божественной поэмы» Академическим симфоническим оркестром под управлением народного артиста России Николая Алексеева, эта программа закроет сезон оркестра.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»