В Школе Masters пройдет творческая встреча с лауреатом «Золотой маски» Филиппом Чижевским: накануне дебюта в Петербургской филармонии дирижер ответит на вопросы слушателей

7 июня в Школе Masters (Итальянская, 17) пройдет паблик-ток «Знакомьтесь – Филипп Чижевский», модератором выступит известный музыкальный критик Гюляра Садых-заде. Вход на встречу свободный, необходима регистрация на сайте школы

 

9 июня в лауреат «Золотой маски», один из ведущих российских дирижеров, работающих в области современной музыки, Филипп Чижевский дебютирует в Петербургской филармонии за пультом Академического симфонического оркестра с программой из сочинений Моцарта, Шельси и Равеля. Солистом выступит пианист Алексей Любимов – одна из ключевых фигур российского исторически информированного исполнительства, равно как и один из ключевых отечественных исполнителей новой музыки.

 

В этот вечер наряду со знаменитыми Концертом № 21 для фортепиано с оркестром Моцарта и Болеро Равеля прозвучат Четыре пьесы для оркестра Джачинто Шельси. Имя этого композитора, наряду, например, с Эдгаром Варезом отнесенного одним из ведущих российских музыковедов Левоном Акопяном к числу «Великих аутсайдеров музыки XX века», обрело известность лишь в последние годы его жизни, и признание музыки Шельси продолжает расти. Потомок древнего аристократического рода, первый из итальянцев применивший систему додекафонии, он общался и дружил с Жаном Кокто и Вирджинией Вулф, организовывал в Риме концерты новой музыки, на которых звучали сочинения Шенберга, Стравинского, Хиндемита, Прокофьева, Шостаковича. 

«Четыре пьесы для оркестра, каждая на одной ноте» (1959) – одно из самых известных произведений Шельси. Оно отразило мировоззренческий поворот, после которого композитор обратился к восточной философии и отказался от категории авторства, предпочитая называть себя проводником. 

 «Звуковысотный состав каждой из “Четырех пьес” ограничивается в основном одной нотой, но происходящие с нею события не лишены напряженности и даже драматизма: процесс преобразования абстрактной ноты в живой динамичный звук включает микрохроматические «модуляции», частые смены инструментовки, динамики, артикуляции и регистра, ритмическое дробление, «микрополиритмические» наложения различных партий, тремолирование, трели, вторжения ударных инструментов без определенной высоты звука». Сам композитор отмечал, что в этой партитуре «впервые в истории музыки был достигнут синтез статического и динамического элементов, всегда присутствующих в вибрации одного-единственного звука. За прошедшие с тех пор годы этому подражали [другие композиторы], и у некоторых из них, наверно, получалось лучше, чем у меня».

Джачинто Шельси – аристократ и «варвар», ультрамодернист и неоархаист, католик и буддист, маргинал и эксцентрик. «Всю вторую половину жизни он запрещал себя фотографировать (о его наружности мы можем судить только по ранним снимкам – на них он предстает джентльменом субтильного телосложения и отнюдь не сурового, аскетического или фанатичного вида, в неизменно изысканной одежде) и демонстрировал исключительную даже для высокородного аристократа избирательность в контактах с внешним миром, – пишет Левон Акопян, – Судя по всему, он очень дорожил репутацией затворника, согласного общаться лишь с крайне ограниченным кругом духовно близких людей. Свои мемуары, надиктованные на магнитофон в несколько приемов в 1970-х и в начале 1980-х годов, Шельси завещал опубликовать не ранее чем через двадцать лет после его смерти. Книга вышла (по-французски) в 2009 году».

Филипп Чижевский – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», один из ведущих российских дирижеров нового поколения, работающих в области раннеклассической и современной музыки. Соавтор Константина Богомолова в двух постановках – оратория Генделя «Триумф времени и Бесчувствия» (Музыкальный театр Станиславского и Немировича Данченко, 2018), опера Бизе «Кармен» (Пермский театр оперы и балета, 2021).  

Сооснователь и художественный руководитель ансамбля Questa Musica, с которым осуществил множество крупных проектов, в числе которых: Г. Пёрселл опера «Дидона и Эней» (постановка А.Хасанова, театр Гонзага, 2011), С .Невский опера «Франциск» (постановка В.Бочарова, ГАБТ, 2012), Стравинский «История солдата» (постановка О. Глушкова, театральный центр на Страстном, 2013), Оперный сериал «Сверлийцы» (автор идеи и режиссер-постановщик Б. Юхананов, композиторы: Д.Курляндский, Б. Филановский, А. Сюмак, С. Невский, А. Сысоев, В. Раннев, Электротеатр Станиславский, 2015), «Галилео» — опера для скрипки и ученого (автор идеи Е. Ревич, постановка Б. Юхананова, музыка: С. Невского, К. Бодрова, Д. Курляндского, К. Чернегина, П. Карманова, Электротеатр Станиславский, 2017), Г. Пёрселл опера «Королева Фей» (Большой зал московской консерватории, 2017), Гендель — оратория «Триумф времени и Бесчувствия» (постановка К. Богомолова, Музыкальный театр Станиславского и Немировича Данченко, 2018) и пр.

В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В.Юровским и Ф.Ибрагимовым осуществил российскую премьеру произведения Штокхаузена «Группы» для трёх оркестров и трёх дирижеров (Московская Филармония, 2017).

Осуществил запись сочинений Леонида Десятникова со скрипачом Романом Минцем («Эскизы к закату» с симфоническим оркестром Брно и «Русские сезоны» с литовским камерным оркестром) и запись фортепианного концерта хорватского композитора Бориса Папандопуло с пианистом Андреем Гугниным и Загребским Филармоническим Оркестром (Хорватия, Загреб, 2018)

Филипп Чижевский сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых: Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Большой симфонический оркестр им. Чайковского,Государственный академический камерный оркестр России и другие коллективы. 

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»