Новости
19 ноября Владимир Спиваков выступит в Большом зале Петербургской филармонии: спустя тридцать лет он вновь встанет за пульт старейшего симфонического оркестра страны – Заслуженного коллектива России. На концерте, посвященном юбилею дирижера, прозвучит музыка Рахманинова: Симфонические танцы и Третий фортепианный концерт. Солист – всемирно известный пианист Денис Мацуев.
История выступлений Владимира Спивакова в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии насчитывает больше шестидесяти лет. Впервые музыкант вышел на сцену легендарного зала 14 мая 1961 года: ученик десятого класса Средней специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории, он исполнил тогда Интродукцию и рондо-каприччиозо Сен-Санса – в сопровождении рояля.
Первое выступление с оркестром в этом зале состоялось спустя десять лет, 4 марта 1972 года: соавторами исполнения Скрипичного концерта Чайковского стали Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) и дирижер Марис Янсонс.
В 1982 году началась новая глава в отношениях музыканта и филармонии: впервые он выступил здесь со своим знаменитым камерным оркестром «Виртуозы Москвы», уже в двухтысячные представил Петербургу Национальный филармонический оркестр России.
Интересно, что за более чем шестидесятилетнюю историю выступлений в Ленинградской – Петербургской филармонии за пультом Заслуженного коллектива России Владимир Спиваков стоял лишь дважды – в начале 1990-х. Спустя тридцать лет в историю отношений старейшего симфонического оркестра страны и выдающегося музыканта будет вписана новая страница.
В декабре Владимир Спиваков и Денис Мацуев вернутся в Большой зал филармонии чтобы выступить в программе XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Программа фестиваля и билеты доступны по ссылке.
«Филармоническая» биография Владимира Спивакова и архивные кадры с его выступлений в Большом зале – на сайте «Столетие филармонии».
18 ноября в Малом зале Петербургской филармонии легендарный петербургский камерный коллектив – Квартет имени Танеева – и известный теле- и радиоведущий Артем Варгафтик представят программу «История одного шедевра», посвященную Пятнадцатому квартету Дмитрия Шостаковича и истории его мировой премьеры, осуществленной в 1974 году эти же коллективом. Также в этот вечер прозвучат избранные страницы Струнных квартетов №№ 11, 12, 13, 14.
Мировая премьера одного из главных камерных шедевров XX века состоялась в Ленинграде полвека назад, 15 ноября 1974 года, ее соавтором стал Квартет имени Танеева. С 2019 года этот легендарный, основанный в 1946 году коллектив выступает в новом составе: его участники, молодые исполнители, лауреаты престижных международных конкурсов, сохраняют со своими предшественниками тесную профессиональную связь.
Шостакович – пожалуй, главный квартетный композитор XX века: за 36 лет, которые он посвятил этому жанру, свет увидели 15 квартетов. В них отразился и творческий, и жизненный путь композитора. Содержание последнего квартета не вызвало у первых его слушателей разночтений: это было прощание.
«”Играть не могу. Смотри ее сам”, — сказал Шостакович, вручая Дмитрию Цыганову (первой скрипке Квартета имени Бетховена) пятьдесят три страницы рукописи, с трудом написанной уже почти безжизненной рукой», – пишет один из биографов композитора Кшиштоф Мейер. Вскоре после начала репетиций ушел из жизни виолончелист квартета, Сергей Ширинский, и Шостакович передал партитуру и голоса ленинградскому Квартету имени Танеева.
«Первое исполнение Пятнадцатого квартета 15 ноября 1974 года состоялось в необычной обстановке. В переполненном зале рядом со своей женой сидел в кресле пожилой человек, почти неспособный двигаться. <...> Все присутствовавшие чувствовали, что приближается время, когда композитор уже не сможет бывать на концертах. И как только pianissimo отзвучали последние аккорды квартета, в зале воцарилась абсолютная тишина, и все в молчании встали, чтобы воздать честь творцу музыки. Позже аплодисментам не было конца, но композитор был не в состоянии выйти на сцену; беспомощно улыбавшийся и смущенный, он лишь попытался подняться с кресла», – пишет Мейер.
В рецензии на первое исполнение квартета ученик Дмитрия Шостаковича Борис Тищенко отмечал: «Эта необычная система времени порождает соответствующее ощущение: когда кончается весьма продолжительное сочинение, кажется, что оно только начиналось, и хочется слушать его еще и еще».
В этом концертном сезоне, отмечая 50-летие присвоения имени композитора, Петербургская филармония представляет публике абонемент «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича». Ближайшая абонементная программа прозвучит в феврале: Академический симфонический оркестр исполнит под управлением Феликса Коробова знаковую Пятую симфонию композитора.
15 и 16 ноября старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России, выступит в Большом зале Московской консерватории в рамках XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева и итальянского дирижера Франческо Оммассини. Концерты на фестивале – традиция, начавшаяся вместе с самой фестивальной историей, обусловленная близкими отношениями Мстислава Ростроповича и Юрия Темирканова.
15 ноября в фойе Большого зала Московской консерватории, перед концертом Заслуженного коллектива России, состоится открытие масштабной выставки «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время»: ее организаторами выступают Петербургская филармония и Московская консерватория, в июне 2024 года подписавшие Соглашение о сотрудничестве. Участие в формировании экспозиции также приняли Российский национальный музей музыки, Фонд культурных и гуманитарных программ имени М.Л. Ростроповича, Мариинский театр.
15 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России исполнит под управлением итальянского дирижера Франческо Оммассини шедевры эпохи романтизма: симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса, солисты – лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (2023 год, I премия), южнокорейская скрипачка Ким Ке Хи и один из самых ярких российских виолончелистов, также лауреат многочисленных конкурсов Александр Рамм. 13 ноября эту же программу оркестр и дирижер исполнят в Большом зале Петербургской филармонии, солистами в Двойном концерте Брамса станут Ким Ке Хи и артист Заслуженного коллектива России, лауреат международных конкурсов, виолончелист Дмитрий Хрычев.
16 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского, пианист Илья Папоян. Прозвучат Второй фортепианный концерт Прокофьева и знаменитая Пятая симфония Шостаковича, чью знаковую мировую премьеру этот же оркестр (тогда – Заслуженный коллектив Республики) осуществил в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского в присутствии автора в 1937 году.
15 ноября, перед концертом Заслуженного коллектива России, в фойе Большого зала Московской консерватории откроется выставка «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время», основу которой составили экспонаты Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. В частности, филармония предоставляет для выставки партитуры с пометками дирижера, уникальные артефакты из его филармонического кабинета – среди них книга основоположника отечественной дирижерской школы Ильи Мусина с дарственной надписью автора, литография «Петербургское Губернское земское собрание», сувенирная дирижерская палочка с факсимильным автографом Юрия Темирканова, а также буклеты фестиваля «Площадь Искусств», уникальные фото, многие из которых прежде не публиковались, официальные документы, передающие реалии времени, и, конечно, афиши, отражающие ключевые периоды творческого пути дирижера.
Большинство выступлений маэстро Темирканова состоялось в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии, при этом значительной вехой его творческого пути стала работа в Мариинском (в советское время – Кировском) театре: для выставки театр предоставил программки легендарных спектаклей, поставленных маэстро Темиркановым, а также фотографии Юрия Хатуевича этого периода.
При этом одним из любимых залов дирижера за пределами Петербурга оставался Большой зал Московской консерватории. Именно здесь в последние годы он выступал с Заслуженным коллективом России ежегодно – 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, на фестивале, учрежденном в 2010 году в память о великом музыканте. Афиши и фотографии с этих концертов из коллекции Фонда имени М.Л. Ростроповича будут представлены на выставке.
Здесь же разместятся экспонаты из фондов Московской консерватории, связанные с одной из ярких страниц ее истории, когда в 2016 году, в связи с празднованием 150-летия учебного заведения, Юрий Темирканов откликнулся на приглашение ректора Александра Соколова выступить с одним из консерваторских симфонических коллективов. В том же году дирижеру было присвоено звание Почетного профессора Московской консерватории.
Также посетители выставки увидят фотографии из фондов Российского национального музея музыки, запечатлевшие выступления маэстро Темирканова в рамках фестиваля «Русская зима», организованного Московской консерваторией в 1980-е годы.
Один из лейтмотивов экспозиции – «перекличка» между столицами: на представленных афишах – выступления Юрия Темирканова с московскими музыкантами, профессорами Московской консерватории, и диалог поколений – работа со студентами.
Выставка продлится до 30 ноября и будет доступна к посещению слушателям концертов в Большом зале Московской консерватории.
3 ноября в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Десятая симфония Дмитрия Шостаковича – одна из ключевых партитур в наследии композитора, мировая премьера которой состоялась в этом же зале 17 декабря 1953 года под управлением Евгения Мравинского.
Симфонию исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса. Также в программу вошел Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступил один из самых ярких пианистов нового поколения Дмитрий Шишкин.
Десятая симфония прозвучала в рамках абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», представляющего сочинения, чьи мировые премьеры прошли в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии. Абонемент посвящен 50-летию присвоения филармонии имени композитора, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве. Подробная статья о биографических и творческих связях Дмитрия Шостаковича и Ленинградской филармонии размещена на сайте «Столетие филармонии».
Концерт транслировался онлайн в социальных сетях филармонии, над трансляцией работала съемочная группа телеканала «Культура». Позже концерт будет показан в эфире телеканала.
2 ноября исполнился год с даты ухода из жизни Юрия Темирканова – выдающегося дирижера, более 35 лет возглавлявшего Петербургскую филармонию и входящий в ее состав Заслуженный коллектив России – старейший в стране и один из лучших мировых оркестров.
В день памяти Юрия Темирканова в Большом зале филармонии выступил Заслуженный коллектив России, чье имя на протяжении десятилетий для всего мира было неотделимо от имени маэстро. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, прозвучали сочинения Шуберта, Шумана и Брамса. Сольную партию исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.
В этот же день в Малом зале филармонии открылась выставка «Юрий Темирканов. Мгновения…»: 3 ноября в ее пространстве прошла открытая встреча с концертмейстером ЗКР Львом Клычковым, получившая название «Юрий Темирканов. Непрошедшее время».
2 ноября в Большом зале филармонии на концерте, посвященном памяти маэстро Юрия Темирканова, прозвучали шедевры романтической эпохи: антракт из музыки к драме В. фон Чези «Розамунда» Шуберта, Фортепианный концерт Шумана и Вторая симфония Брамса – самая безмятежная и гармоничная в наследии композитора, партитура, будто бы сотканная из света.
Заслуженный коллектив России выступил под управлением народного артиста России, главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева: творческая судьба музыканта неразрывно связана с судьбой Юрия Темирканова – по его приглашению в 2000 году Николай Алексеев занял пост дирижера Заслуженного коллектива России, по решению Маэстро в 2022 году был назначен главным дирижером оркестра.
Сольную партию в Концерте Шумана исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира. Исполнительница признавалась, что помнит все концерты, на которых выступала с Юрием Темиркановым, да и все его концерты, которые она слушала из зала, памятны ей не меньше. Самый первый из них состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии: в партере – Елизавета Леонская, еще студентка Московской консерватории, на сцене – совсем молодой Юрий Темирканов. Звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича.
«Главное открытие, которое я сделала благодаря Юрию Хатуевичу – поняла, какая колоссальная преобразующая сила заключена в дирижерском жесте. Его сила воздействия на оркестр была необыкновенной, это была магия, настоящее волшебство. Вот он появляется на репетиции – всегда в костюме, в галстуке, – сухо всех приветствует, деловито надевает очки, делает первый жест – и оркестр сразу звучит так, что я думаю: “А зачем, собственно, репетировать?” – вспоминала Елизавета Леонская, – Не раз я была свидетелем тому, как Юрий Хатуевич вставал за пульт знакомых мне оркестров, и под его руками, с первых же нот они преображались до неузнаваемости, звучали так, будто бы на сцене находился совершенно другой коллектив. Объяснить это иначе как магическим излучением, которым обладал Юрий Темирканов, я не могу».
В стремлении объединить чествованием маэстро Темирканова все филармонические пространства, 2 ноября филармония открыла выставку «Юрий Темирканов. Мгновения…» в фойе Малого зала. Документальную часть экспозиции составили афиши избранных концертов музыканта – от первого выступления двадцативосьмилетнего Юрия Темирканова в Большом зале, в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров», 15 января 1967 года, до последнего концерта 12 января 2020 года. Также на выставке представлены фото Юрия Темирканова разных лет – знаменитая серия портретов, выполненная в 1970-е годы Валерием Плотниковым, а также разнохарактерные фотомгновения, запечатленные такими фотохудожниками, как Валентин Барановский, Павел Маркин, Виктор Самсонов, Анна Флегонтова.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, посетивший открытие выставки в день памяти дирижера, поделился впечатлениями: «Филармонические афиши на выставке не только рассказывают о Маэстро Юрии Темриканове, о его творческом пути, но и дают возможность узнать об истории нашего города. А фото интересно рассматривать, погружаясь в атмосферу творчества Мастера и в воспоминания о встречах с ним... Юрий Темирканов прожил яркую насыщенную жизнь, умел ей радоваться, но умел и держать удар. Он как-то сказал: "Зло можно победить только добром". И это очень много говорит о нем и как о музыканте, и как о человеке».
Открытие выставки также посетили вице-губернатор Борис Пиотровский и председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Федор Болтин.
«Выставка условно поделена на три пространства памяти, образующих единое целое. В первом вы видите человека, увлеченного городом, его архитектурой и его природой. Здесь есть чудесная фотография, сделанная на берегу Финского залива, где „есть покой и воля“, — рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, — Вообще, Юрий Хатуевич всегда говорил о том, что Петербург его создал как творческую личность. И он очень любил русскую классику — достаточно вспомнить легендарные постановки, сделанные в Мариинском театре: „Евгения Онегина“ или „Пиковую даму“, например, и то, с каким пиететом, с каким глубоким знанием русской литературы и поэзии он работал над произведениями уже наших современников. Здесь мы показываем разные этапы жизни Темирканова, от молодости до творческой зрелости через пространство залов Филармонии, Мариинского театра.
Следующий зал полностью посвящен афишам, и по ним можно реконструировать творческую биографию: здесь — афиши филармонических залов, афиши-свидетели творческих союзов Юрия Темирканова с крупнейшими музыкантами современности, афиши важнейших зарубежных гастролей, например, в легендарном театре Ла Скала.
Третий зал, очень камерный по интонации, — это пространство дирижерского жеста. Там все говорит жест — и о человеке, и о произведении. Иногда по фотографиям даже видно, какое произведение сейчас репетируется. И мы показываем это пространство от первого до последнего концерта, последнего ухода из зала и ухода из жизни. Но уход из жизни не означает уход из исторической и культурной памяти».
3 ноября в пространстве выставки «Юрий Темирканов. Мгновения…» в Малом зале филармонии прошла открытая встреча с концертмейстером Заслуженного коллектива России, народным артистом России Львом Клычковым – в беседе с Юлией Кантор музыкант поделился воспоминаниями о маэстро, с которым работал теснейшим образом более 35 лет.
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»