Новости
24 декабря в Большом зале Петербургской филармонии концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева завершился XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств». Прозвучали симфонические фрагменты оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, Вариации «Энигма» Элгара и Третий фортепианный концерт Прокофьева, солировал всемирно известный пианист Николай Луганский.
«Финальная нота фестиваля – очень яркая. В первую очередь, высочайший уровень концерта определен его участниками: это Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева и блистательный солист – Николай Луганский. Второй важнейший момент – это программа концерта, – рассказал Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии. – В репертуаре нынешнего фестиваля очень ярко выражены репертуарные предпочтения его основателя – Юрия Хатуевича Темирканова. И, пожалуй, заключительная программа – самая «темиркановская» из всех фестивальных программ, звучащие в ней сочинения – шедевры дирижерского мастерства Юрия Хатуевича, знаково также и то, что с оркестром в этот вечер выступает один из любимейших солистов Маэстро».
Главным итогом завершившегося фестиваля Евгений Петровский назвал его соответствие высокому художественному уровню, заданному Юрием Темиркановым: «Наша стратегическая задача – держать планку, которая была высоко вознесена маэстро Темиркановым. И нынешний фестиваль, спланированный уже без участия Юрия Хатуевича, на мой взгляд, доказал, что мы держим эту планку и соответствуем тем задачам, тем целям, которые ставил Юрий Хатуевич, а значит, достойно продолжаем начатое 25 лет назад».
21 декабря в Большом зале Петербургской филармонии на фестивале «Площадь Искусств» дебютировала виолончелистка Мария Зайцева – победительница XVII Международного конкурса имени Чайковского (II премия) и триумфатор престижного, крупнейшего в Германии конкурса ARD (Мюнхен, 2024), на котором исполнительница получила не только первую премию, но и пять специальных призов, в том числе приз зрительских симпатий и приз Мюнхенского камерного оркестра.
С Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса Мария Зайцева исполнила Виолончельный концерт Элгара. Также в этот вечер в исполнении оркестра прозвучали Вступление и «Смерть Изольды» из знаковой оперы Вагнера «Тристан и Изольда», ставшей поворотной для истории музыкального искусства, и Первая симфония Сергея Рахманинова, в судьбе которой Зал Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) сыграл ключевую роль.
В программе Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» Мария Зайцева выступила впервые, однако сцена Большого зала Петербургской филармонии ей уже знакома: в 2023 году, во время финального тура XVII Международного конкурса имени Чайковского, выступление здесь принесло виолончелистке II премию на одном из самых престижных мировых музыкальных состязаний.
Особым значением в программе концерта обладает Первая симфония Сергея Рахманинова.
Её премьера состоялась в 1897 году в этих стенах – в зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии) – и прошла настолько неудачно (ключевую роль в этом несчастливом сюжете, судя по отзывам современников, сыграл дирижер), что повергла Рахманинова в глубокий творческий кризис: в течение нескольких лет он не мог сочинять. Симфония оставалась неизданной, а партитура считалась утраченной.
Но как зал филармонии стал соавтором провала, так стал он соавтором и даже инициатором возвращения этой музыки к жизни.
«Именно благодаря Ленинградской филармонии это сочинение было восстановлено, – рассказал на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии. – Инициатива восстановления принадлежит бывшему художественному руководителю Ленинградской филармонии Александру Оссовскому. В 1944 году, ровно 80 лет назад, он нашел в Беляевском архиве в консерватории оркестровые голоса, по которым и была восстановлена партитура, и с тех пор мы имеем возможность это сочинение слышать. Именно его выбрал для своей программы на фестивале главный дирижер Академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис».
20 декабря в Большом зале Петербургской филармонии выступил один из старейших симфонических коллективов страны – Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. Под управлением Александра Лазарева прозвучала монументальная «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса и Первый фортепианный концерт Шопена, солистом выступил победитель множества престижных конкурсов, в том числе «Классического Евровидения», пианист Иван Бессонов. Концерт вошел в афишу XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Он состоялся в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
«Появление “Альпийской симфонии” – гигантского симфонического полотна – в афише фестиваля неслучайно, – рассказал на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии. – Поводом к ее исполнению стала двойная круглая дата – 160-летие со дня рождения Рихарда Штрауса и 75-летие со дня его смерти».
«Альпийская симфония» (1915) – последний опыт композитора в жанре симфонической поэмы, одновременно он остался в истории музыки и одним из последних сочинений великой, восходящей к Бетховену романтической традиции.
Многое свидетельствует об «итоговости» этой музыки – роскошная, до избыточности, оркестровка (в партитуру включены ветряная и громовая машины!), непрерывная вязь ассоциаций с великими сочинениями XIX века, а главное – необычный для симфонического жанра созерцательно-повествовательный тон музыки. От первых до последних нот симфония – это история начинающегося с рассветом подъема в Альпы и возвращения домой с наступлением ночи; композитор оставил в партитуре подробные указания, по которым мы можем без труда проследить этот путь – мимо водопада, цветочного луга и высокогорного пастбища, сквозь туман и грозу. Существует и метафорический взгляд на содержание этой музыки, согласно которому слушателям в звуках являются события человеческой жизни.
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов, Евгений Светланов, Василий Синайский, Марк Горенштейн, Владимир Юровский, Василий Петренко. В 2005 году коллективу было присвоено имя выдающегося интерпретатора русской музыки, дирижера Евгения Светланова.
Александр Лазарев – один из крупнейших российских дирижеров, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР. Музыкант сотрудничает с такими оркестрами, как Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Концертгебау, лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции. Дирижер выступал с труппами Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), парижской Опера Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы.
20 декабря в Малом зале Петербургской филармонии известный музыкант Гайк Казазян исполнил программу для скрипки соло: прозвучали сочинения Баха, Изаи, а также каприсы Паганини и «Паганиниана» Мильштейна. Концерт, объединивший произведения из репертуара одного из крупнейших скрипачей XX века Леонида Когана, был посвящен 100-летию со дня его рождения, он прошел в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
19 декабря в Музитории филармонии состоялась посвященная памятной дате презентация книги «Леонид Коган. Письма»: ее представила и рассказала об истории создания автор-составитель, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая.
«Нынешний фестиваль “Площадь Искусств” посвящен 25-летию со дня основания, и, хотя имени Юрия Темирканова в его посвящении нет, но, конечно, Маэстро незримо присутствует во многих чертах основанного им фестиваля, прежде всего – в его в программах, в репертуаре в целом», – отметил на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии.
Связь фестиваля с личностью его основателя – не только в репертуарных решениях, но и в посвящениях концертов: 19 декабря Заслуженный коллектив России под управлением Александра Сладковского исполнил Третью симфонию Густава Малера, солисткой выступила Ольга Бородина – концерт прошел с посвящением памяти Мариса Янсонса, выдающегося дирижера, чья творческая биография теснейшим образом связана с Большим залом Ленинградской филармонии, музыканта, входившего, по выражению Евгения Петровского, в ближний круг маэстро Темирканова.
Посвящение концерта 20 декабря 100-летию со дня рождения Леонида Когана – не только чествование большого музыканта в связи с юбилейной датой, но и дань памяти исполнителю, многократно выступавшему в Ленинградской филармонии, в том числе – и с оркестром под управлением Юрия Темирканова.
Леонид Коган дебютировал в Большом зале Ленинградской филармонии в 1944 году: исполнил Концерт Глазунова с Заслуженным коллективом Республики под управлением Бориса Хайкина, а через две недели – Концерт Брамса, дирижировал Карл Элиасберг.
Позже, после победы на Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 году, с обретением международной известности, он продолжал выступать в Ленинграде почти каждый сезон. С филармоническими оркестрами в исполнении Леонида Когана звучали Концерты Баха, Вивальди и Моцарта, Бруха, Брамса и Бетховена, Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна. Среди дирижеров, с которыми скрипач выступал в Большом зале, – Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Арвид Янсонс, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев.
Полная биография Леонида Когана в ее связи с Ленинградской – Петербургской филармонией размещена на сайте «Столетие филармонии».
18 декабря в Большом зале Петербургской филармонии выступили Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра: концерт прошел в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Прозвучали шедевры австро-немецкой музыки – Третий фортепианный концерт Бетховена, солистка – Клаудиа Янг, и Пятая симфония Густава Малера.
Предыдущий концерт дирижера и оркестра в Большом зале филармонии состоялся год назад: в декабре 2023 года они вернулись на эту сцену после десятилетнего перерыва, чтобы выступить на XXIII Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств», посвященном памяти Юрия Темирканова.
«Прежде всего, для меня это – великий зал, в котором я, тогда еще девятнадцатилетний студент, новичок, новый ленинградец, услышал десятки, а может, и сотни по-настоящему великих концертов в исполнении великих оркестров, великих дирижеров, великих солистов, – рассказал Валерий Гергиев. – Сегодняшний концерт для меня – одно из многочисленных наших посвящений памяти Юрия Хатуевича Темирканова. И в Большом, и в Мариинском театре прошли его спектакли, незабываемые постановки – «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Юрия Хатуевича нет с нами вот уже больше года. Он – мой единственный в жизни наставник и руководитель. Именно он меня пригласил тогда еще студентом – в Кировский-Мариинский театр: я еще не знал, что мне предстоит всю свою жизнь связать с этим замечательным и прославленным коллективом. Так получилось, что его приглашение стало главным, чтобы не сказать – единственным приглашением, которое смогло многому меня научить и дать мне реализовать огромные желания, которые были не только у меня в душе и сердце, потому что много музыкантов училось в Ленинграде и Москве, но мне повезло чуть больше, чем другим».
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»