22 декабря в Большом зале Петербургской филармонии камерный ансамбль «Солисты Москвы» и его художественный руководитель Юрий Башмет исполнят совершенную в своей цельности программу: прозвучат шесть Бранденбургских концертов Иоганна Себастьяна Баха – уникальный образец оркестрового стиля великого композитора-полифониста. Концерт пройдет в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

Юрий Башмет и «Солисты Москвы» – постоянные участники фестиваля «Площадь Искусств»: в последние годы они представляли в его афише проекты, задействующие музыку и слово – на прошлом фестивале участником их программы выступил Константин Хабенский, годом ранее проект «Ван Гог. Письма к брату» вместе с музыкантами представил Евгений Миронов. Тем примечательней решение, предложенное для нынешнего фествиаля – совершенное в своей лаконичности и целостности, фокусирующееся на звучании инструментального ансамбля и мастерстве каждого его участника.

Фото: Стас Левшин

Бранденбургские концерты Баха получили свое имя спустя примерно полтора столетия после создания благодаря одному из биографов композитора: партитуры, переписанные композитором лично, были преподнесены им Кристиану Людвигу, маркграфу Бранденбург-Шведтскому. Считается, что этот подарок и посвящение ставили целью получение Бахом работы при дворе маркграфа, которого, однако, не последовало; более того, есть свидетельства, что и спустя столетие после описанных событий рукописи хранились в столь сохранном виде, что наводили на сомнения – использовали ли их когда-нибудь?

На самом деле концерты не были сочинены специально для маркграфа – Бах просто собрал и переписал часть концертов, созданных ранее. Все они – продолжение знаменитой итальянской традиции concerto grosso, которая знакома широкой аудитории прежде всего по концертам «Времена года» Вивальди. Основной принцип такого барочного концерта – соревновательность, противопоставление звучания сольного инструмента и всего оркестрового массива.

Каждый из Бранденбургских концертов в этом смысле уникален – для каждого выбрана уникальная комбинация солирующих инструментов, каждый предоставляет возможность артистам ансамбля выступить в роли солистов, требуя от них при этом невероятного мастерства.

Фото: Стас Левшин

21 декабря в Большом зале Петербургской филармонии на фестивале «Площадь Искусств» дебютирует виолончелистка Мария Зайцева – победительница XVII Международного конкурса имени Чайковского (II премия) и триумфатор престижного, крупнейшего в Германии конкурса ARD (Мюнхен, 2024), на котором исполнительница получила не только первую премию но и пять специальных призов, в том числе приз зрительских симпатий и приз Мюнхенского камерного оркестра.

С Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса Мария Зайцева исполнит Виолончельный концерт Элгара. Также в этот вечер в исполнении оркестра прозвучат Вступление и «Смерть Изольды» из знаковой оперы Вагнера «Тристан и Изольда», ставшей поворотной для истории музыкального искусства, и Первая симфония Сергея Рахманинова, в судьбе которой Зал Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) сыграл ключевую роль.

В программе XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» Мария Зайцева выступит впервые, однако сцена Большого зала Петербургской филармонии ей уже знакома: в 2023 году, во время финального тура XVII Международного конкурса имени Чайковского, выступление здесь принесло виолончелистке II премию на одном из самых престижных мировых музыкальных состязаний. 

Особенным значением в программе концерта обладает Первая симфония Сергея Рахманинова. Первое ее исполнение состоялось в 1897 году в этих стенах – в зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии) – и прошло настолько неудачно (ключевую роль в этом несчастливом сюжете, судя по отзывам современников, сыграл дирижер), что повергла Рахманинова в глубокий творческий кризис: в течение нескольких лет он не мог сочинять. Симфония оставалась неизданной, а партитура считалась утраченной.

Но как зал филармонии стал соавтором провала, так стал он соавтором и даже инициатором возвращения этой музыки к жизни.

«Именно благодаря Ленинградской филармонии это сочинение было восстановлено, – рассказал на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии, – Инициатива восстановления принадлежит бывшему художественному руководителю Ленинградской филармонии Александру Оссовскому. В 1944 году, ровно 80 лет назад, он нашел в Беляевском архиве в консерватории оркестровые голоса, по которым и была восстановлена партитура и с тех пор мы имеем возможность это сочинения слышать. Именно его выбрал для своей программы на фестивале главный дирижер Академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис».

Фото: Стас Левшин

14 декабря XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» открылся концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева: в этот вечер высокая классика прозвучала вместе с мировой премьерой Симфонии Валерия Воронова. Композитор посвятил сочинение, созданное по заказу Николая Алексеева специально для Заслуженного коллектива России, его первым исполнителям. Также в программу вошли фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – Денис Мацуев.

15 декабря программу из арий и симфонических фрагментов великих итальянских опер Беллини, Верди, Пуччини, Чилеа, Масканьи на фестивале представили Хибла Герзмава и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова.

Один из крупнейших российских фестивальных проектов, основанный маэстро Юрием Темиркановым в 1999 году, «Площадь Искусств» в этом году собирает звезд мировой классической музыки в Петербурге с 14 по 24 декабря, фестиваль посвящен 25-летию со дня основания.

На пресс-конференции накануне открытия фестиваля директор Петербургской филармонии Илья Черкасов отметил, что за 25 лет существования фестиваль стал традицией: «Заложенная Юрием Хатуевичем Темиркановым и оставленная нам, эта традиция продолжает жить, фестиваль укоренился в жизни нашего города, в культурной жизни страны и мира, и мы будем ее продолжать, каждый раз стараясь сделать фестиваль ярким и достойным всех предыдущих лет».

Валерий Воронов. Фото: Стас Левшин

Автор мировой премьеры фестиваля «Площадь Искусств» Валерий Воронов признался, что идея написать симфонию была для него неожиданной. Это предложение он получил от главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева. «Симфония – жанр, к которому нынешняя новая музыка обращается достаточно редко, и я прежде тоже этого не делал, – рассказал композитор, – [Получив заказ], я понимал, для какого оркестра я пишу: Заслуженный коллектив России – это редкий оркестр, у которого есть свое, особенное звучание, которое можно узнать по окраске, по тембру, конечно, работа для такого коллектива была особенно ответственной. Я ставил перед собой задачу сказать в жанре симфонии что-то свое, сделать хотя бы попытку – нового слова. Мне очень радостно, что, как мне кажется, фестиваль “Площадь Искусств” начинает дружбу с новой музыкой. Я надеюсь, что это может быть даже станет хорошей традицией».

Главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев напомнил, что мировые премьеры новой музыки под его управлением проходят регулярно: «Я был очень дружен с Борисом Ивановичем Тищенко, осуществил несколько премьер его симфоний, был знаком с Сергеем Михайловичем Слонимским, также осуществил несколько мировых премьер его сочинений. Я не большой любитель современной музыки: потому что есть симфоническая музыка, а есть музыка, написанная для симфонического оркестра, это не одно и то же. Для меня очень важно, чтобы в симфонии было развитие, мысли, образы, а у композитора был свой –  узнаваемый, индивидуальный почерк. У Валерия Витальевича Воронова, к счастью, такой почерк есть».

«Нынешний фестиваль “Площадь Искусств” посвящен 25-летию со дня основания, и, хотя имени Юрия Темирканова в его посвящении нет, но, конечно, Маэстро незримо присутствует во многих чертах основанного им фестиваля, прежде всего – в его в программах, в репертуаре в целом, – рассказал Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии, – Конечно, в первую очередь это относится к концертам открытия и закрытия, которые по традиции проходят в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева. Их программы – «Франческа да Римини» Чайковского и Второй концерт Рахманинова на открытии, фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», Третий фортепианный концерт Прокофьева, «Энигма» Элгара на закрытии – все это “темиркановский” репертуар. В программах других концертов особенно выделяются в этом смысле две симфонии Густава Малера – Пятая, которую исполнит Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, и Третья, которая прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России».

Евгений Петровский рассказал, что среди участников нынешнего фестиваля есть несколько, которые принимали участие в самом первом фестивале в 1999 году: это оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, скрипач Вадим Репин, а также дирижер Александр Сладковский.

«В 1999 году, совсем молодой дирижер, он принимал участие в фестивале как один из лауреатов недавно прошедшего Третьего международного конкурса имени Прокофьева, а на нынешнем фестивале Александр Сладковский выступит уже в статусе одного из ведущих российских дирижеров, главного дирижера Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан: именно под его управлением в исполнении Заслуженного коллектива России прозвучит Третья симфония Малера, солировать будет Ольга Бородина, – рассказал Евгений Петровский, – Этот концерт посвящен памяти Мариса Янсонса – в рамках фестиваля, и в рамках условно ближнего круга маэстро Темирканова мы посчитали важным почтить память этого выдающегося музыканта».

Среди участников XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» – крупнейшие российские исполнители, звезды мировой классической музыки.

На сцене Большого зала Петербургской филармонии наряду с концертами филармонических Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра, Национального филармонического оркестра России также запланированы выступления Симфонического оркестра Мариинского театра, Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова, Камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Дирижерами фестивальных программ выступают главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра филармонии Димитрис Ботинис (Россия/Греция), а также – Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Юрий Башмет.

Солисты фестивальных программ – пианисты Денис Мацуев, Николай Луганский, Элисо Вирсаладзе, Иван Бессонов, сопрано Хибла Герзмава и меццо-сопрано Ольга Бородина, скрипачи Вадим Репин и Гайк Казазян, виолончелисты Александр Князев и Мария Зайцева (лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского и победительница Международного конкурса ARD (2024) дебютирует на фестивале).

Заметным событием фестивальной программы станет выступление стипендиатов Международного фонда культурных инициатив маэстро Юрия Темирканова.

В афише – симфонические и камерные концерты, фортепианные, скрипичные, виолончельные вечера в Большом и Малом залах Филармонии. Свои события – выставки, спектакли, концерты – представят на фестивале партнеры Филармонии: Государственный Русский музей, Михайловский театр, Театр музыкальной комедии, Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Фото: Стас Левшин

Елизавета Леонская прилетела в Петербург из Вены, чтобы принять участие в концерте в Большом зале Филармонии 2 ноября, в годовщину кончины Юрия Хатуевича Темирканова. После триумфального концерта я попросила ее поделиться воспоминаниями о маэстро, впечатлениями о «связующих нитях» культуры памяти, которые сильнее времени и выше границ.

 

Когда Вам поступило приглашение из Петербургской филармонии сыграть концерт памяти Юрия Темирканова, какая была первая мысль?

Откровенно говоря, я засомневалась: мне казалось, что есть музыканты, которые чаще с ним играли, лучше его знали. А ответственность была огромной. Но Филармония рассеяла мои сомнения, и программу, очень интересную, предложила тоже она…Я ведь не была той солисткой, с которой Юрий Хатуевич часто выступал. Я рано уехала из Советского Союза, и мы начали что-то делать вместе уже после 1991 года. Я очень робела, когда впервые с ним встретилась. Но робость очень быстро улетучилась – такой живой всегда был процесс репетиций и обсуждений. Юрий Хатуевич, кстати, был немногословен. Но как-то… точен что ли. Несколько слов очерчивали смысл предлагаемой им трактовки. Он был очень глубок. И – прост. Без всякого панибратства или высокомерия.

С каким залом можно сравнить Большой зал филармонии?
С амстердамским Концертгебау, при всех внешних различиях и особенностях акустики.

Вы ассоциируете себя с советской, российской фортепианной школой, или с европейской?
Не задумывалась…  Ведь российская фортепианная школа такая разная, такая многоплановая. Даже московская и петербургская ее ветви различаются. И знаете, почему? Московские концертирующие пианисты традиционно редко преподавали, это было скорее исключение, нежели правило. А ленинградские, петербургские – преподавали практически все. И две эти модели формировали два «почерка».

Когда Вы приезжаете в Москву и Санкт-Петербург, чувствуете разницу в атмосфере этих городов?
– 
Я даже могу описать это ощущениями первых минут по прибытии. В Москве все пышет паром, энергией, которая просто бьет через край, захлестывает тебя, несет. А в Петербурге делаешь несколько шагов с перрона Московского вокзала, выходишь на Невский, и – полный покой, размеренность такая. Смотришь на эту «стрелу» проспекта, уходящего к Неве, и все успокаивается внутри, как бы выравнивается, что ли.

Дмитрий Хворостовский как-то, проводя творческую встречу в Малом зале филармонии, сказал, что в Москве ему «привольнее» нежели в Петербурге, северная столица – строже. Это очень симпатичное слово, характеризующее ощущение, – привольнее. Как Вам кажется, – Петербург держит в напряжении?
  Нет, просто в Петербурге сохранился стиль, несмотря ни на что. Знаете, в Петербурге даже осанка людей другая, и то, как люди друг к другу обращаются. А в Москве некое смешение, не требующее стиля… Может, дело в этом.

– Раз мы говорим о Петербурге, не могу не спросить о Вашей дружбе с Иосифом Бродским, посвятившим Вам два стихотворения.
 Было бы нескромно называть это дружбой. Я бы назвала это приятельским отношениями. Он был всегда дружелюбен ко мне, называл меня «Лизка». Кстати, первое стихотворение он посвятил мне, даже еще не будучи лично знакомым.

И с ошибкой в фамилии – в посвящении стоит «Лионская», – видимо, он предполагал, что фамилия происходит от названия города Лион, а не от имени Леон?
 О стихотворении я узнала от моих друзей, литературоведов Вероники Шильц и Александра Сумеркина, который жил в Нью-Йорке и помогал Иосифу с переводами и перепиской. Это был «немузыкантский» кружок. Там, в этом стихотворении, рояль фигурирует…

– Полированный парус рояля.

«И ночной аквилон, рыхлой мышцы ища волокно,
как возможную жизнь, теребит взбаламученный гарус,
разодрав каковой, от земли отплывает фоно
в самодельную бурю, подняв полированный парус…»

– А личная встреча с ним когда произошла?
Гораздо позже, семь лет спустя. Тогда появилось его второе стихотворение, мне посвященное. Я думаю, он меня пожалел.

В каком смысле?
– Я приехала в Нью-Йорк записывать с Куртом Мазуром концерты Чайковского. По пятницам в одном из камерных залов шли дневные общедоступные концерты для пожилых людей, я, пока была в Нью-Йорке, в них участвовала. Иосиф пришел на этот концерт. Он грустно пошутил, глядя на возрастную публику: «Ну что сказать, одним словом, артрит». Я с трудом тогда играла была страшно простужена, да еще и накануне ногу подвернула, даже не знала, дойду ли до рояля, смогу и ли на педаль нажимать: на правой ноге был лангет. И Иосиф с Марией (Мария Соццани – жена Бродского – Ю.К.) это видели. И вот на следующий день он прислал мне это стихотворение.

В воздухе — сильный мороз и хвоя.
Наденем ватное и меховое.
Чтоб маяться в наших сугробах с торбой —
лучше олень, чем верблюд двугорбый.

– Когда была следующая встреча? Она ведь оказалась последней…
Это было 24 января… В ту неделю я играла с оркестром Нью-Йоркской Филармонии. По пятницам концерты начинались в 2 часа дня. В программе – Чайковский. Иосиф отказался прийти на концерт: Чайковский – «не его» композитор, но после концерта мы с Сумеркиным пошли к нему на ужин. Все было замечательно: он был оживлен, шутил, мне даже показалось, что Иосиф был в лучшей физической форме, чем обычно. Он был очень обаятельным хозяином уютного дома. Иосиф вдруг спросил: «Лизка, а у Вас есть моя последняя книжка? Нет?». Тогда он принес томик, открыл, написал карандашом несколько строк и отдал мне:

«Дарю стихи Елизавете,
Пускай простит меня за эти
Стихи, как я, в душе рыча,
Петра простил ей, Ильича».

Чайковского он не любил, а какая музыка была – его?
 Бах. Еще Гайдн, Перселл… В тот пятничный вечер мы засиделись допоздна. Потом он поднялся к себе в кабинет на второй этаж, и мы поднялись к нему и еще долго сидели, болтали. А утром в воскресенье я узнала, что он умер. И я поехала туда… Сердечная атака.

– Из стихотворения, Вам посвященного:

«Ничего на земле нет длиннее, чем жизнь после нас,
воскресавших со скоростью, набранной к ночи курьерским».

Юрия Хатуевича также связывала с Бродским долгая дружба, как сам маэстро говорил, это было «общение двух людей, созданных одним городом». Он говорил: «Петербург меня, как бы это сказать точнее, – сконструировал, что ли. Я вообще не представляю, что мог бы жить где-то в другом месте. Люблю ездить, люблю бывать в разных странах и разных залах, но жить хочу и могу только в Петербурге». И при этом с матерью, братьями общался на родном, кабардинском… Охарактеризовать Маэстро одной фразой или одним словом – сможете?

Пожалуй, – магия. Магический человек – и за пультом, и в жизни. В нем была магия, иным словом ощущения от общения с ним, творческого и человеческого, и не назовешь. Это очень элегантный бы человек. Он, конечно, петербургский, но и кавказское нечто в нем оставалось всегда – чувство собственного достоинства.

Беседовала Юлия Кантор

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»