Фото: Стас Левшин

10 мая в Большом зале Петербургской филармонии Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая одним из символов стойкости советского народа в годы Великой Отечественной войны, прозвучит в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении сводного оркестра, объединяющего музыкантов Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии (коллектива, осуществившего легендарную блокадную премьеру симфонии) и Новосибирского академического симфонического оркестра, за дирижерским пультом в этот вечер – художественный руководитель и главный дирижер обоих коллективов Димитрис Ботинис.

Концерт станет кульминацией обширной концертно-выставочной программы, подготовленной Петербургской филармонией к 80-летию Победы. Он также станет первым этапом реализации совместного проекта Петербургской и Новосибирской филармоний, который продолжится 22 июня в Новосибирске.

В вечер концерта в фойе Большого зала разместится подготовленная новосибирской стороной выставка об исторических связях двух городов. С 26 апреля в фойе Большого зала продолжает работу посвященная 80-летию Победы выставка «Возвращение», подготовленная Петербургской филармонией.

Культурные связи Ленинграда и Новосибирска восходят к военному времени. Оркестр Ленинградской филармонии – Заслуженный коллектив Республики во главе с дирижером Евгением Мравинским – был эвакуирован в Новосибирск во время блокады. В сибирском городе 9 июля 1942 года состоялось одно из первых исполнений Седьмой симфонии Шостаковича – в присутствии автора. В продолжение культурной традиции и в память о героических страницах истории нашей страны 10 мая в Большом зале Петербургской филармонии оркестры из двух городов – Санкт-Петербурга и Новосибирска – исполнят Седьмую симфонию Шостаковича под управлением главного дирижера обоих оркестров Димитриса Ботиниса.

Этот вечер станет одним из ключевых событий совместного проекта Петербургской и Новосибирской филармоний «Мост через время: Ленинград – Новосибирск», который включает в себя также концерт сводного оркестра уже в Новосибирске, выставку в Новосибирске уникальных материалов, сохранившихся в Петербургской филармонии, а также экспозицию одного дня в Большом зале, подготовленную Новосибирской филармонией.

В рамках этого проекта 5 мая в Новосибирске была открыта обновленная мемориальная доска на здании ДК «Октябрьской революции», в котором в годы Великой Отечественной войны выступал эвакуированный из Ленинграда Заслуженный коллектив Республики.

В рамках концертно-выставочной программы Петербургской филармонии, посвященной 80-летию Победы, состоятся также следующие события:

8 мая под знаком 80-летия Победы звезды мировой классической музыки, сопрано Хибла Герзмава и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнят в Большом зале филармонии программу «Я люблю тебя, жизнь!», объединившую песни военных лет и песни о войне, написанные в послевоенные годы.

До концерта в Музитории филармонии пройдет лекция Надежды Веденяпиной «”Над светлою Невой”: музыка ленинградской весны 1945-го».

9 мая в Большом зале состоится традиционный Праздничный благотворительный концерт, организатором которого более двадцати лет выступает Международный фонд культурных инициатив Маэстро Темирканова, билеты на него распространяются через ветеранские организации Петербурга.

Перед этим представители филармоний отправятся возложить цветы к Монументу героическим защитникам Ленинграда на Площади Победы и воздать дань памяти всем, кто сделал Победу возможной. В состав делегации от Петербургской филармонии войдет сын художественного руководителя Ленинградской филармонии, старейший сотрудник филармонии Д.И. Соллертинский.

Накануне празднования 80-летия Победы в филармонии прошла посвященная этому юбилею Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», организованная Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве. Участники конференции рассказали о малоизвестных страницах Великой Отечественной войны и культурной жизни народа нашей страны в это тяжелое время.

Фото: Сергей Тягин

Ленинградская – Петербургская филармония, в историю которой в годы Великой Отечественной войны были вписаны как трагические, так и героические страницы, отразившие эпохальные события общественно-политической и музыкальной истории, посвящает 80-летию Победы ряд масштабных проектов.

Концерты

Главным концертом, посвященным юбилею Победы, станет исполнение 10 мая в Большом зале филармонии Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича сводным оркестром под управлением Димитриса Ботиниса.

Блокадная премьера симфонии 9 августа 1942 года стала символом мужества и непобежденной воли жителей осажденного города. В Большом зале Ленинградской филармонии эта музыка прозвучала в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга.

10 мая в Большом зале филармонии великая партитура вновь прозвучит в исполнении того самого оркестра – ныне он носит имя Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, в этот вечер он будет дополнен музыкантами Новосибирского академического симфонического оркестра.

В Новосибирске состоялось одно из важнейших исполнений симфонии: в присутствии Дмитрия Шостаковича 9 июля 1942 ее исполнил эвакуированный из Ленинграда Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского.

Афиша концерта в Большом зале Ленинградской филармонии 9 мая 1945 года

Символично, что Димитрис Ботинис сегодня возглавляет оба коллектива, музыканты которых будут заняты в исполнении Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича.

Совместное выступление петербургских и новосибирских музыкантов в Большом зале Петербургской филармонии станет началом совместного проекта Петербургской и Новосибирской филармоний, который продолжится в июне 2025 года в Новосибирске. Большой музыкально-исторический проект, раскрывающий связи двух городов, возникшие во время Великой Отечественной, также включит концерт сводного оркестра, выставку уникальных материалов, сохранившихся в Петербургской филармонии и другие мероприятия.

Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича 10 мая в Большом зале Петербургской филармонии завершит посвященный 80-летию Победы абонемент «Великие симфонии военных лет»: в его программу вошли знаменитые партитуры, созданные во время Великой Отечественной войны ведущими отечественными композиторами. В исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева прозвучала Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича, также оркестр исполнил Симфонию № 2 «С колоколом» Арама Хачатуряна (дирижер – Карен Дургарян), Пятую симфонию Сергея Прокофьева (дирижер – Феликс Коробов), Симфонию № 24 Николая Мясковского (дирижер – Александр Соловьев), в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучала посвященная Красной Армии Первая симфония Мечислава Вайнберга

8 мая под знаком 80-летия Победы звезды мировой классической музыки, сопрано Хибла Герзмава и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнят в Большом зале филармонии программу «Я люблю тебя, жизнь!», объединившую песни военных лет и песни о войне, написанные в послевоенные годы.

До концерта в Музитории филармонии пройдет лекция Надежды Веденяпиной «”Над светлою Невой”: музыка ленинградской весны 1945-го», основанная на уникальных исторических материалах, хранящихся в Российской национальной библиотеке.

Под знаком 80-летия Победы 9 мая в Большом зале пройдет традиционный Праздничный благотворительный концерт, организатором которого более двадцати лет выступает Международный фонд культурных инициатив Маэстро Темирканова, билеты на него распространяются через ветеранские организации Петербурга. В исполнении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», Концертного хора Санкт-Петербурга, Хора мальчиков Хорового училища, дирижера Владимира Беглецова и актера Виталия Гордиенко прозвучит программа, объединившая фрагменты кантат Сергея Прокофьева «Александр Невский» и «На страже мира», песни и стихи о войне.

Выставка

26 апреля в фойе Большого зала Петербургской филармонии откроется масштабная выставка «Возвращение».

«Победа. Одна на всех. На передовой, в тылу, в городе-фронте Ленинграде – она стала точкой отсчета для миллионов возвращений в родные города и дома, к семьям, к работе, к мирной жизни. Возвращение – счастливое слово, неразрывно связанное с Победой. Путь к ней оказался долгим и драматическим – то было время выживания на пределе и за пределами человеческих сил, время скорби и потерь, время голода, холода и смерти, время беспрецедентного героизма – когда мужество, надежда и искусство одержали Победу над варварством», – говорится в аннотации к выставке.

Выставочный проект объединит два больших сюжета: концертная жизнь Ленинградской филармонии и оркестра Радиокомитета в блокаду и работа Заслуженного коллектива Республики в эвакуации в Новосибирске. И к великому, исторически одному из важнейших концертных залов страны, и к старейшему ее симфоническому оркестру в равной мере применима метафора «ковчег культуры»: все военные годы, за исключением нескольких самых страшных месяцев, в Большом зале Ленинградской филармонии шли концерты – в расчеловечивающей повседневности блокады здесь каждый день спасали человеческие души; выступления эвакуированных в Сибирь ленинградских музыкантов, которые при выборе репертуара не делали скидок на неопытность новой публики, необратимо изменили культурный ландшафт Сибири; полмиллиона человек, посетившие более 500 концертов, спустя десять с небольшим лет составили публику основанного в Новосибирске симфонического оркестра, ныне – одного из ведущих коллективов страны.

На выставке будут представлены документы из архива филармонической Музыкальной библиотеки, в том числе – афиши и программки военного времени, записная книжка директора Ленинградской филармонии Бориса Хаиса, отреставрированные в рамках масштабного проекта «Военная летопись филармонии», документы и артефакты из музеев и архивов Петербурга и личных коллекций, а также реликвии тех, кто в годы войны выступал на сцене Большого зала филармонии: военный дневник прима-балерины Кировского театра Нонны Ястребовой, личные вещи певицы, солистки Кировского театра Софьи Преображенской и пианиста, ректора Ленинградской консерватории Павла Серебрякова, письма из Ленинграда участника блокадной премьеры Седьмой симфонии Шостаковича Жавдета Айдарова.

Конференция

26 апреля в Бетховенском фойе Большого зала филармонии откроется Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», организованная Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве. 26 и 27 апреля события конференции пройдут в Петербурге, 28 и 29 апреля работа конференции продолжится в Московской консерватории. Программа конференции доступна на официальном сайте филармонии. Для посещения событий конференции в Петербурге необходимо пройти онлайн-регистрацию на официальном сайте Петербургской филармонии, для посещения конференции в Москве необходимо обратиться к организаторам по официальному электронному адресу.

26 апреля в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии откроется Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», организованная Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве. 26 и 27 апреля события конференции пройдут в Петербурге, 28 и 29 апреля ее работа продолжится в Московской консерватории. 

Полная информация о программе конференции доступна по ссылке.

Вход на события конференции в Петербурге - по онлайн-регистрации: 

26 апреля, Бетховенское фойе Большого зала, Пленарное заседание

27 апреля, Музиторий Большого зала филармонии, Секция «Новые источники» 

Для посещения событий конференции в Москве необходимо написать на электронную почту: budni1945podvigi2025@yandex.ru

Муртуза Бюльбюль

20 апреля в Большом зале Петербургской филармонии выступят два музыканта, продолжающие традиции великих музыкальных династий: за пульт Академического симфонического оркестра филармонии вернется молодой дирижер Муртуза Бюльбюль, сольную партию в Скрипичных концертах Чайковского и Караева исполнит Даниил Коган, лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского. Выступление станет дебютом музыканта на легендарной сцене. Начало концерта – в 15 часов.

В программе наряду со Скрипичным концертом Чайковского – шедевром мировой музыки, исполнение которого на конкурсе Чайковского принесло Даниилу Когану звание лауреата, и Скрипичным концертом Кара Караева – одного из крупнейших композиторов Азербайджана, соединившего национальные традиции с традициями европейской музыки, прозвучит сюита из знаменитого балета Чайковского «Спящая красавица». Ее составил сам композитор, но это далось ему непросто, в процессе отбора номеров он писал, что так любит этот балет («”Спящая красавица” — едва ли не лучшее из всех моих сочинений»), что готов включить в сюиту его музыку полностью.

Тяга к музыке передалась Муртузе Бюльбюль по наследству: он – музыкант в третьем поколении, внук оперного певца, народного артиста СССР, профессора Муртузы Мамедова (более известного как Бюльбюль), сын известного композитора и певца, народного артиста Азербайджана, профессора Полада Бюльбюль оглы. Несмотря на молодой возраст, Муртуза Бюльбюль сотрудничает с такими коллективами, как Российский национальный оркестр, Российский государственный оркестр кинематографии, Новосибирский академический симфонический оркестр, оркестр Московской государственной консерватории, аккомпанирует ведущим певцам, среди которых Анна Нетребко, Эльчин Азизов, Динара Алиева.

Один из самых востребованных скрипачей своего поколения, Даниил Коган – внук великих скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс, племянник знаменитого дирижера Павла Когана. Музыкант выступает со множеством известных оркестров, среди которых Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Скрипач сотрудничал с дирижерами Александром Рудиным, Филиппом Чижевским, Валентином Урюпиным, пианистами Люкой Дебаргом, Лукасом Генюшасом, Арсением Тарасевичем-Николаевым, со скрипачами Аленой Баевой, Борисом Белкиным, Дмитрием Ситковецким, виолончелистами Борисом Андриановым, Анри Демаркеттом и другими музыкантами.

Фото: Стас Левшин

18 апреля в Большом зале филармонии всемирно известная оперная певица Василиса Бержанская исполнит знаменитые арии Вивальди и Генделя. В программе также – инструментальные шедевры этих композиторов, на сцене вместе с певицей – Камерный оркестр “Quantum Satis” под управлением Сергея Фильченко, коллектив, работающий в области исторически ориентированного исполнительства: артисты используют старинные инструменты эпохи написания исполняемой музыки, а также жильные струны, технология изготовления которых не изменилась с XVII века.

В программе – жемчужины барочного репертуара, в их числе – арии из опер Генделя «Альцина», «Юлий Цезарь», «Ринальдо», и из опер Вивальди «Джустино», «Фарнак», «Гризельда». После дебютного концерта Василисы Бержанской в Большом зале филармонии в декабре 2023 года, на котором также звучали арии эпохи барокко, петербургская критика писала о присущих певице «виртуозных сверхвозможностях, владении диапазоном в несколько октав, пространством и временем звука, способного ускорять и замедлять сердцебиение слушателей».

Василиса Бержанская – лауреат Национальной оперной премии «Онегин», премии фонда Елены Образцовой, Российской оперной премии “Casta diva”, международной оперной премии International Opera Awards. Ей рукоплещет публика знаменитых театров: Метрополитен-опера, Ла Скала, Ковент-Гарден, Венская государственная опера. В числе дирижеров, с которыми сотрудничала певица, такие именитые маэстро, как Альберто Дзедда, Марис Янсонс, Александр Ведерников, Зубин Мета, Владимир Федосеев, Даниэле Гатти.

 

Quantum Satis (в переводе – «Сколько потребуется») – петербургский филиал главного российского барочного оркестра Pratum Integrum. Во время концертов музыканты добиваются эталонного и вместе с тем оригинального звучания. Коллектив состоит из опытных солистов, известных в обеих столицах. Рождение камерного оркестра состоялось на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии в 2017 году – именно тогда проект обрёл своё имя. Художественный руководитель, концертмейстер и солист коллектива – лауреат международных конкурсов, один из пионеров аутентичного исполнительства в России Сергей Фильченко.

Максим Алексеев. Фото: Стас Левшин

15 апреля в Большом зале филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева прозвучит программа «в итальянском стиле»: вместе с сочинениями Франца Шуберта и Феликса Мендельсона будет представлена партитура одного из крупнейших композиторов XX века Лучано Берио, ставшая своеобразной доработкой и переосмыслением недописанной симфонии Шуберта. Концерт завершит абонемент «Классика. Новое», в программах которого шедевры академической музыки сочетаются с сочинениями композиторов XX и XXI веков. Ведущий абонемента – Ярослав Тимофеев, один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Лучано Берио – итальянский композитор, дирижёр и педагог, принадлежащий к числу важнейших композиторов-авангардистов послевоенного поколения. Его пьеса Rendering, название которой переводится как «Симфоническое толкование», создана по эскизам Шуберта к ненаписанной Симфонии № 10, над которой 31-летний композитор работал в последний год своей трагически краткой жизни. Rendering Берио – это и диалог с Францем Шубертом (точнее, с созданным им текстом), и своего рода «игра в стиль».

«Это не завершение и не реконструкция. Эта реставрация наподобие современной реставрации фресок, которая возрождает старые цвета, но не пытается замаскировать причиненный ущерб, оставляя неизбежные пустые пятна, – писал композитор. – В пустых пространствах между одним наброском и следующим я сочинил своего рода соединительную ткань, постоянно разную и меняющуюся, всегда звучащую в нюансе pianissimo и “отдаленно”, перемежающуюся с реминисценциями на поздние сочинения Шуберта и пересекаемую полифоническими построениями, основанными на фрагментах тех же набросков. Этот хрупкий музыкальный цемент, отмечающий разрывы и пробелы между одним наброском и другим, всегда отмечен тембром челесты».

Пьеса, написанная для Королевского оркестра Концертгебау, впервые прозвучала в 1989 году под управлением Николауса Арнонкура.

На концерте в Большом зале Петербургской филармонии 15 апреля партитура Берио будет исполнена в сочетании с произведениями композиторов-романтиков, вдохновленных образами Италии: Увертюрой в итальянском стиле Шуберта и Симфонией № 4 «Итальянской» Мендельсона.

Абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое» – точка входа в мир академической музыки. В четырех концертах этого абонемента — известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Моцарта, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шуберта и Мендельсона до Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и нашего современника, петербургского композитора Александра Радвиловича.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»