Пресса

Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив России с головокружительным концертом в Стратморе

Ужасный снегопад, предсказанный на прошлую среду в Стратморе, оказался недостаточно веским аргументом для огромной толпы, которая, невзирая на погоду, осадила концертный зал, где выступал Заслуженный коллектив России под управлением своего художественного руководителя Юрия Темирканова. Я, со своей стороны, и в более отвратительную погоду обязательно пошёл бы на этот концерт, чтобы соприкоснуться с таким уровнем мастерства.

Многие из нас никогда не забудут волшебство Темирканова, не раз воспламенявшее Балтиморский симфонический оркестр во времена их слишком короткого сотрудничества. Любой шанс ещё раз соприкоснуться с эмоциональным стилем маэстро – это большая радость (многие оркестранты и директор Балтиморского оркестра были в этот вечер в зале). Да и шанс услышать Заслуженный коллектив России, один из лучших оркестров – также весьма приятен.

Благодаря Вашингтонскому Обществу Performing Arts мы имеем шанс слушать этот оркестр каждые несколько лет. По счастью, организаторы не отменили этот концерт из-за всё ухудшавшейся погоды, а лишь сократили программу, чтобы люди смогли вернуться домой пораньше.

Во-первых, запланированное открытие концерта было отброшено. Это должна была быть Увертюра к «Севильскому цирюльнику» Россини, и если вы помните поразительное прочтение Темиркановым ещё одной известной увертюры на ту же тему – к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта, – вы поймёте, что Россини должен был прозвучать «с огоньком».

Во-вторых, антракт был списан в утиль, что привело к очень концентрированным 90 минутам, или около того, великой русской музыки – глубокого Второго концерта для скрипки с оркестром Прокофьева и энергичной Второй симфонии Рахманинова.

Это регулярно исполняемые Темиркановым сочинения, репертуар которого не самый широкий среди его коллег по дирижёрскому цеху. Но с истинно особенными дирижерами вы никогда не устанете от исполнения ими одних и тех же произведений, ведь каждый раз вы будете их переживать заново. Так и в этом случае.

Главная роль в концерте Прокофьева была отведена солистке – молодой Саяке Сёдзи, с которой Темирканов и Заслуженный коллектив уже записывали концерты этого автора. Выступление в Стратморе показало ее безупречную интонацию и способность строить фразу с ораторским красноречием. Дирижер и оркестр обеспечили гибкое сопровождение.

Некоторые люди, да простим им их невежество, терпеть не могут Вторую симфонию Рахманинова (или многое из написанного им). Каждый раз, когда я слышу это сочинение, особенно когда оно исполняется с большой убежденностью, я все меньше понимаю, как оно может не находить пути к сердцам слушателей. Изобилие мелодической изобретательности и глубокий лиризм, широта развития и богатство оркестровых красок делают эту симфонию одной из выдающихся страниц позднего романтизма.

Никто не верует в эту партитуру глубже, чем Темирканов. Его интерпретация в среду была примечательна спрятанным глубоко внутри пульсом, придавшим музыке дополнительное напряжение, и особенно расцветшими рапсодическими пассажами. Его трактовка рубато была искусна, так же как и тонкость прослушанности подголосков симфонической ткани.

Оркестр откликался великолепно. 10 контрабасов составили сочную основу, на которой струнные инструменты других групп расцвели прекрасной техникой и экспрессивной силой. Деревянные духовые обладали чрезвычайной характеристичностью, а медные – мощью, которая никогда не оборачивалась грубостью.

Я думал, что бисы, по воле случая, также окажутся за бортом, однако публика не спешила расходиться.

Темирканов одарил нас двумя «десертами». Сначала прозвучала изысканная обработка для струнных Третьего музыкального момента Шуберта, которая дала возможность Темирканову показать шаловливую сторону своей натуры, дирижируя скорее хитрой усмешкой и линией бровей, нежели традиционными способами, а оркестрантам – свою нежную артикуляцию. Поход на концерт в такую дурную погоду нужно было совершить хотя бы для того, чтобы услышать эту жемчужину.

Шалости продолжились в последнем бисе – Vivo из «Пульчинеллы» Стравинского, с несбалансированным взаимоотношением контрабаса и тромбона. Темирканов и музыканты, казалось, получили равное удовольствие от этого короткого взрыва юмора.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»