Пресса
После снежного ночного путешествия<br>или<br>Этот бархатный звук, подчеркнуто импульсивный
(c.) Hiroyuki Ito | The New York Times
Есть мнение, что национальные черты разных оркестров постепенно сливаются в единый стиль. Если это так, то Заслуженный коллектив России – исключение из этого правила.
Под управлением Юрия Темирканова, глубокоуважаемого художественного руководителя оркестра с 1988 года, Заслуженный коллектив России дал первый из двух концертов в Карнеги-Холле. С первых звуков первого произведения – оркестровых фрагментов из очаровательной оперы Римского-Корсакова «Легенда о невидимом граде Китеже» – характерное звучание оркестра – тёмное, бархатное, невыразимо прекрасное – проникло в зал. Это сверхъестественное богатство деревянных духовых, сочность медных и, конечно, охряный багрянец струнных.
То, как оркестр добрался до Нью-Йорка – впечатляющая история. Храбрые музыканты, дававшие концерт вечером в среду в Вашингтоне, были вынуждены всю ночь провести в автобусе по пути в Нью-Йорк, во избежание худшего шторма в четверг утром. Прибыли они в семь утра.
В течение первого отделения концерта, казалось, что испытание почти никак не повлияло на оркестр. Во втором отделении, когда звучал Первый фортепианный концерт Чайковского в исполнении молодого русского пианиста Дениса Кожухина, несколько раз проскользнули опасные моменты в координации солиста и оркестра. Это могло происходить по причине импульсивности Дениса Кожухина и его впечатляющей артистичности.
Важной частью программы первого отделения было сочинение грузинского композитора Гии Канчели «… al Niente», написанное в 2000 году и посвященное Юрию Темирканову. Название отсылает к музыкальной ремарке, часто используемой Канчели в своих партитурах – «diminuendo al niente», что можно перевести как «увядание до небытия». Музыка развертывается как серия покачивающихся фраз, как мысли, которые приходят и уходят. Короткие медленные мотивы из нескольких нот звучат у контрабасов и низкой меди, затем обесцвечиваются. Временами мотив становится холодным, растворяясь в драматической тишине. Есть и трогательные эпизоды, где шикарные гармонии сопровождают мелодические фрагменты. Необычные пассажи застают вас врасплох – прыгающие вспышки и кульминационный взрыв пронзительно-вопящих медных духовых.
Я восхищаюсь неторопливостью музыки и мистицизмом, которым она пропитана. Однако, в этом сочинении есть и что-то мелодраматическое и театральное. Чтобы оценить эту музыку по достоинству, следует обладать чувствительностью Гии Канчели. Я не могу вообразить более красочное, фактурное и убедительное исполнение, чем состоявшееся.
Кожухин попал в центр внимания в 2010, когда он в возрасте 23 лет стал обладателем первого приза Конкурса королевы Елизаветы. В его исполнении Первого концерта Чайковского было немало блестящих и ослепительных пассажей. Это была трактовка, выдвинувшая на первый план романтические черты Чайковского – поэтический лиризм и прихотливую полётность. В особенности хорош был финал, исполненный с освежающей лёгкостью и остротой, как настоящий русский танец.
Но время от времени Кожухин, казалось, допускал темповые огрехи при переходе от разделу к разделу или вступал чуть раньше. Нельзя слишком полагаться на визуальные впечатления на концерте, однако порой они довольно характерны: хотя Темирканов пожал Кожухину руку, дирижер ни разу не стоял рядом с солистом на сцене и не поклонился с ним вместе. Темирканов покинул сцену и больше на вызовы не вышел.
Публика аплодировала Кожухину стоя. На бис он сыграл обработку мечтательной мелодии Глюка из «Орфея и Эвридики».
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»